В январе еще нет по утрам заливающих пожаром окна избы бодрых рассветов. Так, забрезжит что-то невнятное на востоке и к обеду немного проползет по горизонту в матовой оболочке холодное солнце. И поэтому прощаться со спальным мешком, пригретым теплом оленьей шкуры, очень трудно. Да еще с тундры тянет ледяными струями стылый юго-восточный ветер, пробираясь сквозь щели в оконной раме и взбадривая открытые части тела. Тихо, только слышно как мыши гремя пустыми желудками, в поисках съестного носятся по дому.
Зимний день на севере короток, надо все-таки вставать, да и непреодолимая сила из середины туловища заставила покориться судьбе и вылезти из родного кокона.
Пока на печке, в чугунной сковородке, аппетитно шкворчит жирная оленина с рисом, мы идем к нашим коням, делаем осмотр, проводим чистку и заправляем баки бензином.
Примерно определяем разницу в расходе. SWT600E-TEC съел больше WT600ACE на 10 литров, однако я и проехал на тридцать км больше и в погоне слегка «притопил» гашетку, что весьма влияет на расход. Но нельзя скидывать со счетов, что WT600ACE тащил за собой двое саней с грузом, больше чем у меня почти в два раза! Вывод такой – оба снегохода весьма экономичны, но только в режиме спокойной езды 30-40 км/ч, стоит только нажать курок газа посильнее, да еще с грузом и в глубокий снег, да еще с пассажиром на сиденье, расход тут же увеличивается, причем у Е-Тес больше, чем у 4-т. Если в цифрах, то примерно с 12-13 литров до 26-28 на сотню. Законы физики никто не отменял - чем больше рот – тем больше ест!(народн)
Отколачиваем подножки и смотрим в подвеску – повреждений нет, льда совсем мало. А вот гусеницы по краям заметно лохматят у обоих снегоходов. Кажется, мы с Сергеем нашли причину этой лохматости – на платформе, как раз в месте прохождения края гусеницы торчат две заклепки (по одной с каждого края), и в районе тормозного диска болт – теоретически может задевать. Причем эти косяки есть на каждой платформе REV-XU 2012.
Мой красавец стоит чуть под наклоном и масло не долить – оно «под крышку»! Удивленно цокаем языками и заводим моторы.
Пока движки набирают нужную температуру, наводим окончательный марафет – снег такой пухлый, что засыпал все приборную панель, багажник, сиденье. И так будет все последующие дни, а куда деться? От снежной пыли нет спасения, пока морозы, ветра и солнце не изменят структура покрова.
Уплетая завтрак, рассуждаем о достоинствах и недостатках новой платформы. Приходим с Серегой к выводу, что эти снегоходы совсем другие. И по комфорту их сравнивать со всем тем, что мы имели раньше просто нельзя. Скорость 40-50 совсем не чувствуется, только если «прижать» побольше – становится понятно что едешь, а не топчешься на месте. Неровности подвеска съедает и даже с санями ехать приятно, только мягкие передние стойки изредка пробивают на мерзлой кочке или камне, снега тут много, но слишком он мягкий – на повороте SWT передней лыжей, вычерчивающей внешний радиус, проваливается до земли и приходится сбрасывать обороты, чтобы не лечь на борт. По моему мнению, лыжи слишком короткие и расширители нового образца имеют неправильную конфигурацию. Из-за этих причин в глубоком снегу, с небольшой коркой наста лыжи начинают рыскать вправо-влево и езда такая сильно напрягает, стоит только отпустить руль одной рукой – и ты можешь полететь навстречу ветру и сугробам! В лесу так же короткие лыжи проваливаются и никак не хотят «сходить с рельс». На свой 600АСЕ Сергей поставил обычные накладки на 25 с высокими носками(финские) и у него подобных проблем нет. Надо и мне поставить, думаю – максимально широкие, видел я на 35.
В этот день предстояло проехать чуть больше ста километров, но по совсем незнакомой территории. Все шло хорошо, пока Серега не «вкатился» на каменную гряду, скрытую под пол-метрами рыхлого снега. Картина маслом – WT600ACE плавно взлетает над тундрой и в канаве его следа обнажается острым серым углом здоровенный камень.
Сначала мы не очень осознаем что случилось, но как только глазам предстал каменюка в образе тарана, Серега сильно расстроился и стал призывать богов в молитве. Типа: « Только снегоход купил, ведь совсем новенький бы-ы-ыл…»
И т.д и т.п., я говорю: харе причитать, давай посмотрим, что там? Насилу уговорил.
Каково же было удивление, когда при внимательном осмотре мы не обнаружили никаких серьезных повреждений! Три царапины на пластике – это ерунда!
Конечно, Серега еще много раз вскакивал ночью, долго смотрел в темноту избы, а губы его все твердили в бреду:» Совсем новый ведь снегоход, совсем новый….»
Но вот на пути встал стеной густой лес. По нашим меркам густой. В таком лесу не просто проехать снегоходом, часто приходится пользоваться задней передачей, кое-где и топориком махнуть, а где и поросль молодую подмять.
Пробираться на SWT600E-Tec в таких условиях лучше всего на пониженной.
Что понравилось:
- то, что мешает ехать по ровной тундре с глубоким снегом, то здорово помогает в лесу – рулится на новых расширителях снегоход отлично;
- стекло на клипсах, при сильном нажатии на него стволом дерева (вечно они растут не там где надо), самое большое что случалось у нас – выскакивал край стекла, ставится на место легким нажатием на кнопку клипсы;
- двигаться задним ходом приходилось часто и при среднем положении фиксатора пятки (как у меня) это получается, я считаю, что оценка движения задним ходом должна быть именно такая – получается или не получается.
- 60 сантиметров движителя позволяют преодолевать просто фантастические подъемы и карабкаться на валяющиеся в хаотичном порядке стволы деревьев.
Что не понравилось:
- постоянно требуется следить за сеточками на капоте и радиатором, дабы туда не заехала сухая рука ели или можжевельника;
- если убрать ногу с подножки – то снег тут же занимает ее место и приходится отколачивать, сам он в прорези не высыпается;
- расширители лыж (уже оскомину набили!) нового образца имеют слишком низкий носок, который с любопытством заглядывает под все валяющиеся деревья, вместо того, чтобы их переезжать.
Пугали рассказами про слабый пластик боковых панелей, я проверил и гарантирую – пластик достойного качества, ну если без фанатизма, конечно.
В этот и следующий день приключений не было, снегоходы работали как швейцарские часы, расход топлива был контролируемым и без прицепа наши машинки съедали практически одинаково. Я расходов нес больше, потому что масло!
Перепрыгивали речку с тонким льдом (в районе перекатов), 600АСЕ был бодр и не отставал ни разу. А вот на равнине я имел неоспоримое преимущество в мощности и соответственно, в скорости.
На пятый день мы ехали к морю. Сергей шел впереди, прокладывая путь, а я тащил пару возов, дополненных моим грузом. Свои сани оставил на перепутье, чтобы подобрать их на обратной дороге.
Всякое движение по земле имеет сои законы и правила. У каждого своя цель. Горнику нужны горы, кроссоверу – трасса с сумасшедшими буграми, туристу – ровная дорога с чумами и оленями, горячим морсом и водкой, утилиту – дорога, по которой можно с наименьшими потерями добраться до цели путешествия.
И никак нельзя добиться ее, цели, просто нажав кнопку навигатора «вперед», не изучив местность, ни учитывая погодные условия и прочие факторы, примеряя их к модели своего снегохода, иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Так делают слишком самоуверенные люди.
Мы знали землю, по которой ехали, имели два борзых утилита и носом чуяли погоду на три дня вперед и решили прокладывать самую, по возможности, прямую дорогу к деревне.
Побережье моря прикрыто высокой голой тундрой, которая прячет за своим пологим хребтом озера, ручьи, реки, мари, куропаток и вездесущих росомах. И если на тундре наст, то на болотах, в перелесках и просто лесной зоне перед ней в это время года скапливается много рыхлого глубокого снега.
Сереже лихо уносится вперед именно по такому пухляку, оставляя за собой глубокую канаву и искрящийся столб снежной пыли. Пытаюсь удержаться за ним, мощность двигателя это позволяет делать легко. Панель приборов сразу засыпало снегом и чтобы видеть показания приборов, приходится ее очищать, хочется постоянно следить за температурой и расходом топлива. И если температура не изменяется никак, то кубики уровня топлива стали исчезать с поразительной быстротой. Пять километров и пары кубиков – как корова языком слизнула! Вдруг из-под панелей появился запах ремня вариатора. Уж этот запах нам хорошо знаком, на Буранах ремни делали из такой сажи – что мама не горюй, врезался запашок в память на всю жизнь! Скидываю скорость до 30 км/ч, так в режиме 30-40 мне и пришлось ехать дальше, датчик топлива успокоился, ремень вонять перестал. Делаю для себя вывод, что груз в санях надо учитывать при выборе скорости, дабы просто доехать до места.
На мари сцепка из саней влетает в невидимые под снежным одеялом, высокие кочки. Возы валятся на левый бок и не дают мне наслаждаться скоростью. Придется их поднимать. В первом возу 400 литров и барахло, во втором – 300 без барахла. Перекидываю веревку через воз и вяжу за средний копыл. На пониженной поднимаю сани со второго раза без труда, да здравствует SWT! Таким же проверенным еще нашими дедами способом ставлю на «ноги» и второй возок. На втором возике лопнула доска короба. В это время подкатывает взволнованный моим отсутствием в своем поле зрения, Сережа. Ну, началось: «Только саночки новенькие сделал, да где ж мне теперь доску найти, да они же совсем новые бы-ы-ы-ыли-и-и-и!!!!!!!!» И в таком духе до избы пастухов, где мы увидели, что на втором возе еще и копыл выскочил.
Не стану перечислять все Сережины страдания и стенания, но наслушался я всласть! Оплакивая потерянный, Серега тут же делает топором из березового полена новый копыл.
Начинающая закипать во мне толерантность вылилась кипящей матерной лавой на окружающие нас восхитительные виды. Серега причитать перестал и мы в прекрасном настроении выехали на тундру, где даже тонкая корка снега позволила вновь ехать со скоростью в 50 км в час (очень, очень много значат в таких условиях эти 10 сантиметров ширины гусеницы!), что весьма обрадовало и вот уже первые кусты чахлых березок,
катимся вниз по крутым извилинам ручьев, художественно выруливаем между скалами и скоро нам открывается бескрайняя гладь Белого моря, с тонкой полоской острова и приветливо моргающим маяком на нем! Прибыли!
Прикрепленные изображения