Перейти к содержимому

Фотография

Квадроэкспедиция по Карелии "Осударева дорога"-2010


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 62

#21
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Единственная стоянка на реке прямо в черте села - не айс.
Поэтому снова прикатываем на уже известную нам поляну в сосновом лесу.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2756.jpeg
  • CIMG2761.jpeg
  • IMG_1182.jpeg
  • IMG_2626.jpeg
  • CIMG2754.jpeg
  • CIMG2763.jpeg
  • S1055527.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#22
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
День Третий
Нюхча – почтовый тракт – Белое море – мыс Вардия – река Руйга – Нюхча

На самом деле идея «закольцевать» Вардию витала в воздухе очень давно. Но, все время не получалось. То не было времени, то слишком долго увязали в оффроуде на Вардию со стороны Нюхчи, то не находили дороги…. Масло в огонь подливали интернет-джип-аферисты, утверждавшие, что де, есть дорога, по которой чуть ли не на «девятке» можно проехать….

В этот раз мы подготовились «по полной» и решительно. С собой были спальники, одежда, харчей на двое суток плюс НЗ.
План был следующий – находить дорогу недалеко от Нюхчи, которую все местные называют «почтовый тракт» (на самом деле называют не без причинно, был он, был.) Дальше, по нему линю связи протащили, которую потом забросили и новую протащили уже вдоль новой дороги.
По этой самой дороге пробиваться на Вардию. И, если все очень сложно, спокойно ночевать в рыбацком зимовье на Вардии. Зимовье нам известно – большое, чистое, с печью!
А, уже вторым днем пробиваться через Руйгу, закольцовывая маршрут. То, что там, на Руйге плохо мы знали. Но, проходимо. Ибо, однажды это уже делали.
То, что нам удастся пройти этот маршрут за день мы, конечно, обсуждали, но верилось слабо.
Однако! Однако, как сказал потом Макс: «Блин, дуракам везет». И,я не оспариваю его.

Итак, выехали из лагеря, по грейдеру проскочили до места, где значился этот самый тракт, с третей попытки максимально точно определили нужный нам съезд, практически сразу упирающийся в разрушенный мост через речушку. У ручья 2 УАЗА, Нива и Жигули. Людей нет. Делаем вывод, что значит, тракт все же есть, но, оставленные внедорожники подтверждают его непроходимость. У разрушенного моста нащупываем простой брод.

Проскакиваем его и почти сразу попадаем на болота. Вот здесь и все автомобилисты – народ приехал по клюкву.

Преодолеваем болото, почти без засад, вдоль линии связи идем в нужном направлении. Дорога разная, где четко виден старинный тракт, с водоотводными канавами, где дорога совсем заросшая, то горка, то очередное болото… В общем, на машине здесь можно ехать только на «лебеде», и след от джипа мы видели, правда, скорее прошлогодний. Дорога в целом не наезженная. Не сильно напрягаясь, и подсаживаясь буквально раз 5-7 доезжаем до очередной горушки в районе мыса Вардия. Дорога вся по лесу.

В какой-то момент увлекшись, я проезжаю несколько больший отрезок без остановок. Нагоняет Макс (он у нас штурман в путешествии – я задаю курс, еду по карте, а, он контролирует и отслеживает всё по GPS).
Дальше бухтящая тирада: «Директор, ты куда, если мы все же на Вардию, то нам на предыдущей горушке направо надо валить». Но, признаков дороги мы там не обнаруживали. Уходить по азимуту отсюда – стремно, опять болота начинаются впереди. Решаем разворачиваться, и искать тропу перед горкой или тупо ломиться по сосновому лесу.
Даем команду на разворот.

Я, отъехав вперед метров 20 для разворота, вдруг вправо «засекаю» просеку… Или это дорога?
На карте просеки нет.
Проскакиваю вперед метров сто, убеждаюсь, что факт – старая дорога, по рации Максу говорю, заводить колонну сюда… Вот тут он про «дуракам везет» и высказался.

Дорожка через каких то 15 минут выводит нас прямо на берег Белого моря!!!!!

Прикрепленные изображения

  • CIMG2764.jpeg
  • CIMG2767.jpeg
  • CIMG2770.jpeg
  • IMG_0579.jpeg
  • IMG_1144.jpeg
  • IMG_4036.jpeg
  • IMG_0581.jpeg
  • IMG_4030.jpeg
  • IMG_1145.jpeg
  • IMG_1148.jpeg
  • IMG_1147.jpeg
  • IMG_4038.jpeg
  • IMG_4040.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#23
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Белое море!
Солнце! Штиль! Крррасота! Ляпота!!!!!
Около часа проводим в неконтролируемой нирване.

Зураб умывается пресно-соленой водой.

Дима фотографирует разнообразные камни в прибрежной полосе.

Макс устраивает фотосессию своему гриззлику.

Серега, поняв, что литораль здесь скользкая, изображает из себя гоВнолыжника и ПескоБежца... Методом скольжения он носится по литорали, пока в один прекрасный момент не спотыкается и рушиться во весь рост в глинопесок. Весь довольный и счастливый, обещающий на следующий год борд сюда с собой притащить идет умываться в один из каменных природных бассейнов на мысе.

Мыс Вардия.
Тот самый мыс, куда по историческим материалам пристал на нескольких кораблях Петр Первый, вместе с двумя полками гвардейцев. Место ИСТОРИЧЕСКОЕ. Рассказывать можно много и долго! Но, кому интересно много – пишите, сброшу ссылочки, а так, чтобы не доставать общественность, скажу просто – Место Замечательное!

Действительно мыс! Красивый! Сети рыбацкие стоят, зимовье – 2 дома, амбарчик, колодец (пресной то воды нет – море, однако). Кресты – один, явно очень старый, второй тоже старый, но не очень. Две таблички – одна рукодельная (скорее всего середины 90-х, периода открытия историком Михаилом Данковым темы Осударевой дороги), вторая свежая – дорожники проспонсировали.
Ну, реально место светлое, яркое, сильное!

Опять тонем в пьянящем воздухе поморья. Солнышко…
На горизонте – Хлоп! Белуха! Хлоп – еще одна!!! И еще!!! Короче, много белух! Белые! Довольные, ныряют!

Мужичок выходит с ружьишком – нюхченский. Вообще, правильнее по-поморски – нюхТинский.
Поболтали о том - о сем, о гусе, о рыбалке, о дорогах. Про белух – опять же.
«Де, селедка зашла, или корюх, - вот и белуха следом… Иногда прямо в Нюхчу заходит…»
Знаете что такое корюх? Догадываетесь? Корюх – это корюшка беломорская…. Величиной только с добрую сайду:).
«Не идет гусь! Шел-шел, а, вот 4 дня уже не идет…», крякнул, ружьишко поправил, пару сигарет стрельнул, и пошел себе обратно…. Как в кафе на соседней улице. По-мооо-рр!

Накрываем скатерть-самобранку прямо на каменных плитах, всё чин по чину – мяско разное, бекончик, сыр нарезанный, хлебушек белый, мандаринчики, шоколад. Серега бальзамчик в глиняной бутылочке достает, я – водочку…. Едим, выпиваем по глоточку, белухами продолжаем любоваться.
Серега с Димой купаться идут – традиция в морях то купаться, уже в крови.
Групповое фото на память – все как надо.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2777.jpeg
  • CIMG2775.jpeg
  • CIMG2772.jpeg
  • CIMG2778.jpeg
  • IMG_1157.jpeg
  • IMG_0589.jpeg
  • IMG_0590.jpeg
  • CIMG2774.jpeg
  • CIMG2790.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#24
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Я выйдя из нирваны прикидываю дальнейший путь по литоралям (благо еще не высокая вода) к Вардии. Макс предлагает искать дорогу вдоль, но не найдя, идем по литоралям.

Кое где на литоралях попадаем в НЯШУ! Вот оно! То самое поморское слово! Обозначающее то, что у нас называют "плывуном" - короче это консистенция жидкого вязкого песка, в котором, засадив машину можно оставить ее навсегда. Но, определенный опыт у нас уже со всем этим есть, так что регулярно, где можно выскакиваем на берег, на песочек. Где-то по камешкам, и главное - не удаляемся от берега. Без приключений, быстро, добираемся до мыса Вардия

Прикрепленные изображения

  • IMG_1170.jpeg
  • IMG_1164.jpeg
  • CIMG2801.jpeg
  • IMG_1166.jpeg
  • IMG_4080.jpeg
  • CIMG2802.jpeg
  • CIMG2803.jpeg
  • CIMG2813.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#25
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Макс – суров. Но справедлив. Намекает всем видом, что ехать пора… Впереди еще куча пампасов. Литораль уже залита полностью, так что выходим по дороге обратно на тракт.

Мы с Серегой «отжимаем» еще часок у Макса, под нашу ответственность – нам еще надо с мелалло-детектором походить надо. Серегу свербит, а я старый поисковик-археолог готов ему помочь.

Отъезжаем буквально сто метров от зимовья (уже прямо выходя на тракт), видим небольшой сарайчик. Заглядываем – колодец. Макс черпает воду – чистая, пресная, хотя и темноватая.

Тут же в кустах находим остатки старой кадушки. Серега расчехляет металлоискатель, и, немного отойдя в сторону, начинает с ним ходить. В одном из мест – звенит. Вокруг нет, в целом, территория не замусоренная. Значит, может что-нибудь интересное.

Начинаем раскоп – итогом, находим 5 или 6 пуговиц. По виду реально старых и из латуни. Условно называем их «пуговицами от кафтана».

Еще, там же нашли достаточно интересное место – камни, явно не природой положенные. Один – посередине, типа круглого стола, 6 вокруг – как стулья…. Говорят, что в старину, карелы таким образом обустраивали места сходов старейшин…. Может быть.

Прикрепленные изображения

  • IMG_2658.jpeg
  • IMG_2659.jpeg
  • IMG_2661.jpeg
  • IMG_1176.jpeg
  • IMG_2667.jpeg
  • IMG_2669.jpeg
  • CIMG2818.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#26
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Забытые чуть ранее фото с литоралей:)

Прикрепленные изображения

  • IMG_1161.jpeg
  • IMG_2642.jpeg
  • IMG_4058.jpeg
  • IMG_4055.jpeg
  • IMG_4059.jpeg
  • IMG_4064.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#27
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Удовлетворенные, но по причинам ограничения времени вынужденные сворачивать свою археологическую деятельность едем дальше. Первые километр-полтора до основной дорожке, по которой мы ехали до этого – глаз радует особо. Каменистая тропа, справа скальнички невысокие, но очень живописные – прямо картинка из сказки.

Ну, а дальше, снова на болота… Через пару километров встреваем в полную Ж!!!!!
В ней, уже, пожалуй, кроме как тяжелой гусеничной техники, все остальное обречено на приседание…. Жидко-мясное болото, которое и не держит, и не отпускает – гыча какая-то сплошная… Наковырявшись по самое «не балуй», опять отстреливаюсь и шурую ногами вперед, а что дальше, вообще. Пробегаю с километр-полтора, дальше вроде идется и даже едется.

Макс в рацию кричит чтоб возвращался – нашли объезд этих говен.
Возвращаюсь, и вправду, свежее пропиленный сбоку в заболоченном леске замысловатой траектории коридор. По нему преодолеваем метров 300-400 «засады».
Дальше, снова болото. А, за ним, вот и он, первый долгожданный и непонятный брод.
Проскакиваем – брод мелкий.

А, вот дальше все стало совсем плохо… Сначала мы чуть было не было не потеряли дорогу. То есть она, как водится, кончилась в полях деревни Руйга

Дальше, уже в густых сумерках подбираемся к следующему ручью с переживаниями. Но, и здесь – счастье, мост, построенный Максом 3 года назад до сих пор жив и здоров!
Только строили его тогда под машины………..

В общем, все, кроме Макса, в кромешной тьме, с величайшей осторожностью проходили это препятствие. Дважды у квадров сваливалась корма с моста, во внутрь, один раз морда. Изпереживался Серега, вспотел Зураб… Один Макс, тупо завалил правую сторону квадра внутрь моста и так кривось-накось проехал (он же строил, и знает, что там внутри еще слой бревен от старого моста.

А, после – дорога с колейностью от лаптежника, периодически распаханная трелевочником и аравой джиперов, которая, судя по всему не так давно выбиралась из этих говен….
Да, еще и темно.
В общем, сколько раз мы тут приседали, я не считал, но много и регулярно. Особенно в больших лужах-промоинах поперек дороги шириной метров в 10-15 и достаточно глубоких.

В одной из луж зурабовская Суза ловит бревно, которое распирается между защитой и подвеской… С помощью топора, монтажки и какой-то матери аккуратно вытаскиваем его – все целое.

Но, больше всего огорчало Серегу и Зураба, что как только, местами мы выскакивали на относительно приличную дорогу, присыпанную опавшей листвой, они в этой самой листве, уходили по самое «не балуй» - ибо, все обманчиво, а под листвой все те же колеи….

Постепенно, дорога становилась все более приличной. Вот и он, нужный нам перекресток, означающий, что мы снова на грейдере, ведущем в Нюхчу!!!
Ура! Мы сделали это!

В общей сложности колечко было совсем небольшим и равнялось 66 километрам: 40 километров грейдера, 2 км литоралей, 10 километров относительно проезжей заболоченной дороги и 14 километров жести. Но, в целом, все это уложилось в 12 часов, из которых 3 мы купались-ели-любовались, копались ,2 ехали по грейдерам, еще час курили-фоткали в процессе, и 6 часов шли 24 километра.
В общем, пешком. Но, не шли – ехали!
День запомнился и был прожит не зря!
Радостное возвращение в лагерь.
Вкусный ужин уже ждет нас. Поели, выпили чисто символически, на большее не хватило сил:)

Прикрепленные изображения

  • IMG_1178.jpeg
  • CIMG2820.jpeg
  • CIMG2824.jpeg
  • CIMG2826.jpeg
  • CIMG2830.jpeg
  • IMG_0598.jpeg
  • IMG_2672.jpeg
  • IMG_4103.jpeg
  • IMG_2677.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#28
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
День Четвертый (расслабляющее-солнечно-красивый)
Нюхча – Вирандозеро – река Сума.


Ночь была снова холодной и с заморозками.
Утро снова ясным и солнечным.

Никаких засад на сегодня в планах нет.
А, план такой – после завтрака едем на неторопливую и полноценную фотосессию в село Нюхча, обязательно покупаем прямо в пекарне свежий хлеб. И дальше по живописным и быстрым грейдерам и лесовозкам мчимся к реке Сума, к месту, где был когда-то Сумской Ям, и через который проходила Осударева дорога. Дорога сегодня дальняя, километров 130.

Лирическое отступление (можно не читать – много букв, как говорят тырнетчики)

Вот, написал слово ХЛЕБ, и прямо ощутил во рту вкус свежего нюхтинского батона!!!!
У меня своя теория по поводу хлеба.
Понятное дело, что и в городах можно найти вкусный хлеб. Да, и хлеб из пекарни, когда теплый, свежий, в целом всегда вкусный…. Ну, или почти всегда, согласитесь?

Картинка из детства: после школы в булочную (в булошную – так произносили это слово). И, не в супермаркет, ни в минимаркет, ни в Бахитле, Ашан, Перекресток, Дикси, Магнит..., а, просто в булошную! И, там, вот он, свежий, мягкий, теплый, из рук толстой продавщицы, которые понятное дело, водились именно в булошных. И, потом не в пакет его, а в куртку (ну, зима же, холодно!). То есть в пакет такой, просто пакет целлофановый, и в куртку, и домой! И, дома… фиг с ним обедом – прямо этот батон (или рогалик, или сайку, или «Городскую»), и с молочком, а??!!

Вот, блин, не в том дело, что я старый становлюсь, а, вот нет таких булок в городах! Ни в Москве, ни в Питере, ни в Мурманске, откуда я родом…. Нет:(. И булочные – редкость…. Недавно увидел (кажись, то ли в Твери, то ли в Москве), и прямо, так на душе тепло стало….
К чему, я это всё?
Я – везунчик! Я много путешествую! И не по Европам (там, я тоже по работе регулярно бываю), а по нашей матушке России. И, чем дальше место, в которое я попадаю, тем большая вероятность, что там люди, не Хлебозаводы, а, именно конкретные люди пекут хлеб. И не на продажу (понятное, дело, что за него надо платить, и его покупают), но пекут они его не для того, чтобы продавать, а для того, чтобы им кормить!!!!!! Кормить своих же. Односельчан, или там, сослуживцев. Конкретных Колю, Валю, Зину, Иннокентия Петровича.
И, пекут они его с душой, с любовью!!
И, не в рецепте дело (нет, в нем, конечно тоже), но дело именно в той самой душе, которую они в него вкладывают!
Хлеб в воинской части на Майнаволоке на Кольском, Хлеб в поселке Амгуэма на Чукотке, Хлеб на Валааме из монастырских печей!!!!
Вот, и в Нюхче, всегда, когда попадаю сюда обязательно бегу в пекарню!!!
Там есть магазин, в котором есть мало-мальски все необходимое, и даже водка приличная есть.
А, за хлебом все ходят в маленькую пекаренку!
  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#29
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Но, вернемся к нашему повествованию
Нюхча! В переводе с карело-финского – Лебедь.
Село, о котором я пел бы, если б умел!

Историческую справку кратенькую дам для любознательных ниже.
А, от себя скажу – ЭХ!!! Вот бы такой коренной ДУХ русской деревне!!! Какой сохранился в этом поморском селе!!!!
Крепкое, красивое, ни какой тени на упадок. Да, блин, времена были лихие и все-такое, но очень крепкое село. И не только по постройкам, по людям, по всему, короче. Может это мое субъективное мнение, да, и проблем, наверное, хватает, о которых я не подозреваю, но глаз радуется всему. Много лодок, народ за клюквой, за рыбой, за гусем – все в движухе. Даже тех, кого встретили «навеселе» - не бухарики какие-то, а просто подвыпившие деревенские мужики – одним словом – ПОоооМОООРЫ!

Во время сельского вояжа остановились у моста, подъехала Нива, с другой стороны – еще одна (здесь, кстати, реально преобладают именно Нивы). Завели разговор – деревня же, все всё знают. О нас тоже уже молва ходит – де, издалека едуть, на Вардии видели, да вроде как через Руйгу прошли. Поболтали опять и о дорогах, и о рыбалке, да об аппаратах наших чудных, да про зиму мы «удочки закинули», и пожелав доброго пути разъехались.

В, общем – Хорошее Село!
Знаете, бывает приедешь - ну, дыра-дырой.... И, я всегда спорю в таких случаях со всеми и сам с собой, де, для вас дыра, а народ здесь живет и не думает даже об этом.... Бывает, лукавлю.... Соглашаюсь, что Дыра.
Так вот, в Нюхче НЕТ ощущения Дыры ни на грамм!

Прикрепленные изображения

  • CIMG2841.jpeg
  • CIMG2842.jpeg
  • CIMG2851.jpeg
  • CIMG2855.jpeg
  • CIMG2863.jpeg
  • CIMG2865.jpeg
  • CIMG2867.jpeg
  • CIMG2871.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#30
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Обещанная, коротенькая историческая справочка:
Нюхча
По писцовым книгам XV в. село принадлежало боярыне Марфе Посаднице. В 1478 г. вместе со всей Новгородской феодальной республикой вошло в состав Русского государства. В XV—XVI вв. оно уже было приписано к Соловецкому монастырю, у которого здесь были так называемые усолья (солеварные промыслы). Соль из Беломорья продавалась по всей Руси и имела даже свое название – «поморка». Особую известность село Нюхча получило в петровскую эпоху. Для переброски войск и флота в Балтийское море во время Северной войны (1700 – 1721 гг.) за неимением водного пути в 1702 г. была построена сухопутная дорога.

Прикрепленные изображения

  • IMG_1185.jpeg
  • IMG_1189.jpeg
  • IMG_1191.jpeg
  • IMG_1192.jpeg
  • IMG_1197.jpeg
  • IMG_2692.jpeg
  • IMG_4109.jpeg
  • IMG_4110.jpeg
  • S1055504.jpeg
  • S1055507.jpeg
  • S1055515.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#31
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Ну, засиделись мы что-то в Нюхче, нам пилить еще и пилить!

Дальше, то по грейдеру, то по лесовозкам несемся в сторону Выгореции, в сторону реки Сумы. Места здесь красивые, дороги – сплошные хитросплетения. Некогда здесь были большущие леспромхозы, леса заготовляли эшелоны, дорог понастроили тысячи километров. Не знаю, уж, с чем связано, но части дорог нет на картах, хотя они в более чем достойном состоянии. Разобраться в этом дорожном клубке, без знаний и пониманий (а также без имеющихся у «бывалых» треков) весьма и весьма сложно. Тем более, что многие дороги «тупиковые», а другие приводят к разрушенным мостам. Не верите? Спросите у Зураба

Едем, погода красивая, в планах еще рыбалка. Останавливаемся на одной из речушек на обед.
Нас догоняет наш обоз, обедаем вместе. Фотосессия, у кого-то сон на капоте «Газона», Зураб с Саней идут ловить рыбу, но здесь – безуспешно. Обоз сваливает дальше, в точку лагеря, мы еще какое-то время перевариваем сытный обед.

Вдруг, звук! Не машин, явно! В нашем же направлении, через мост переваливает кавалькада БиЭрпишек с прицепами! Вот и встретились!!!

Дело в том, что именно их наш обоз встретил в Вирандозере, когда мы ночевали у костра.

Ну, и из разговора с мужиками стало понятно, что именно ИХ следы, а не Марсианские мы видели в первый день на зимнике, именно на ИХ биваке мы ночевали и именно ОНИ думали или пробовали строить мост (история умалчивает), но ломанулись через лес, пропилив несколько километров дороги вдоль реки (в прямом смысле этого слова) и вышли в итоге на тот же грейдер что и мы, только километров 15-20 южнее.

Короткое братание, их водка – наши мандарины, обмен картографической информацией с их штурманом. Мужики в этих местах катают уже с десяток лет. В этом году закольцовываются обратно в Колежму. Москвичи и Подмосковье, ходят автономно, пленных не берут, раненых не бросают. Попрощались, на ближайшем перекрестке разлетаемся в разные стороны – они снова на север, мы на юг.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2891.jpeg
  • CIMG2893.jpeg
  • CIMG2894.jpeg
  • CIMG2895.jpeg
  • CIMG2902.jpeg
  • CIMG2919.jpeg
  • IMG_1200.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#32
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Ну, летим дальше, на паре перекрестков долго думаем, в одном месте пролетаем мимо, но недалеко.
Очень красивые пейзажи, нет-нет, да остановимся!
В процессе встаем на нужную и единственную дорогу. Скоро сумерки, надо торопиться.

Навстречу, неожиданно попадается наш обоз! Причем именно навстречу!
-???
- Однако, Жопа.
-???
- Там мост через речку, хреновый совсем. Стоим посерёд, а он качается… Не выдержит он нас…
- Брод?
- Ну…. Со шноркелем, конечно…. А, так, по лобовое, я мерял.
С Максом минут пять пялимся в карты прикидываем варианты – всё плохо, что так, что этак…
- Как далеко мост, на котором вы встряли? Через Суму?
- Да, не, раньше, на 5 км.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2924.jpeg
  • CIMG2926.jpeg
  • CIMG2928.jpeg
  • CIMG2929.jpeg
  • CIMG2934.jpeg
  • IMG_0606.jpeg
  • IMG_0609.jpeg
  • IMG_0614.jpeg
  • IMG_0613.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#33
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Решаем ехать хором смотреть, а дальше принимать решение.
Быстро долетаем до моста.
Мост, конечно, скорее мертв, чем жив…
Итак, старенький и хлипкий, а тут еще и жгли его.
Кто? Зачем? Объяснения найти можно, но от этого не легче.
Хором изучаем подробно что и где особенно плохо.
Вес машины – около 6 тонн вместе с барахлом.
4 УАЗа
3 Тайоты
Или 20 квадриков….
В ходе изучения, видим, что правая сторона живая – с подпоркой, левая вообще мало на чем держится.
Но, в тоже время не до такой степени все плохо, чтобы выносить окончательный вердикт.
Прикидываем варианты, обсуждаем последствия.
Определенный риск есть. Но, в тоже время есть у Дэна и опыт, и навыки, и идея здравая….

Оставляя общественность думать и обсуждать, чтобы зря не рыпаться, отстреливаемся с Максом на двух квадрах в разведку, к Суме. Ибо, если и через неё мост мертвый (а, есть такая мыслишка), то и смысл риска нулевой.
Кроме этого Максу нужно проверить одну гипотезу по поводу объезда (у него есть кусок трека, неоднозначного, но выкатывающего к Суме северо-западнее. Крюк, конечно, но для отступления – лучше, чем ничего).

Пролетаем 5 км, попутно смотрим, где забивачиться можно – сумерки уже. Прилетаем к Суме – место то, вот он крест, вот табличка.
Мост? Мост тоже обожженный, но, нормально, здесь «Газон» пройдет спокойно.
Место для ночлега? А, прямо здесь, у моста, на дороге! Вряд ли кто здесь ездит часто.
На обратной стороне таблички наклейки 4х4Клуба – джиперы в этом году уже прошли, свежая наклейка 2010 года.
На обратной дороге находим ту самую отворотку, на которую выходит трек из Максового архива…
Блин, крюк конкретный!!!

Приезжаем назад к мосту. Смотрим Дену в глаза.
- Ну, чего? Реально риск? Решение принимать тебе, вариант объезда есть.

Дэн предлагает правильную вещь: «Давайте я на мост аккуратно заеду, колеса оставлю сначала на земле, на основании. Если что – останусь не свалюсь. Дальше, если нормуль, перемещаюсь на мост полностью, и если стоит – тапку в пол.»
Что ж прикидываем еще раз всю комбинацию, просматриваем мост и не находим ничего крамольного, чтобы не решиться на это. Перед этим делимся на две команды и смотрим с фонарями и в свете фар квадров со всех сторон на поведение моста в процессе.

Дэн заезжает, оставляя колеса на берегу – хруст мелких березовых поперечен, в остальном мост стоит. Перетаскивает аккуратно задний мост «Газона» на мост (простите за тавтологию). Правая сторона моста (на подпорке) даже не шелохнулась, левая слегка спружинила, но в целом, явные признаки того, что мостик то еще живой!
Ну, давай, родной. Тапка в полу, Дэн на нашем берегу вместе с «Газоном», мост стоит!
Ура!!!!

Скромные аплодисменты, и вся колонна летит в ночи к месту ночлега.
Приезжаем, хором быстро бивачимся, сегодня каша с мясом и белыми грибами! Можем себе позволить – заслужили!

Вот он, Сумский Ям.
Опять звезданутое небо, река шумит рядом – красота.
Ну, и первый тост «За Дениса!».

Прикрепленные изображения

  • CIMG2936.jpeg
  • IMG_2705.jpeg
  • IMG_2703.jpeg
  • IMG_0626.jpeg
  • CIMG2941.jpeg
  • CIMG2948.jpeg
  • CIMG2946.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#34
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
День пятый.

Сумский Ям – Валдай (карельский!!! Да-да, в Карелии тоже есть Валдай!) – Петровский Ям – Верхний Шелтопорог


Утро! Холодное, ясное, солнечное утро!
Доброе утро!!!
Ночью «придавил» морозец, палатку утром открыл со скрипом – тент стал из-за обледенения «колом». Зур и Дима уже фотографируют рассвет – ляпота.
Завтракаем, собираемся.
Ехать сегодня много, долго и по-разному

Прикрепленные изображения

  • CIMG2949.jpeg
  • CIMG2951.jpeg
  • CIMG2954.jpeg
  • CIMG2960.jpeg
  • CIMG2959.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#35
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Солнышко своими лучами отогрела изморось на шлеме, значит пора в путь!

С обозом выстраиваем стратегический план на сегодня.
Ребята должны идти прямиком к месту следующей стоянки, мы делаем петлю с заездом на Петровский Ям – место, где сухопутная часть Осударевой дороги заканчивалась, и дальше начинался водный путь.

Что и как с дорогами – ясно не везде. Но, точно знаем, что до Валдая – грунтовки, после Валдая – оффроуд.
Не ясно – какой из дорог мы выйдем на Валдай, их там куча, и в некоторых случаях есть 3-4 варианта расхождений. Правда, все эти варианты в итоге сходятся… Главное – на Сумозеро не уехать…. На Хижозеро…. Или в Сегежу – а, часть дорог улепетывает именно туда

С обозом договариваемся об оповещении друг друга «сигнальными синими пакетами»
Мы, на повороте на Петровский Ям должны вывесить синий мусорный пакет, означающий «Все в порядке, мы пошли на Петровский Ям».

Парни из обоза должны в этот синий пакет что-нибудь положить – это будет означать «У нас все в порядке, мы движемся дальше к месту ночевки».

В районе выбора места ночевки парни вывешивают второй синий пакет, означающий «Мы здесь».

Ну, а дальше понятное дело, что если мы выходя с Петровского Яма пакет видим пустой, значит, у парней проблемы и они не доехали. Если парни не видят пакета – значит, мы где-то встряли.

Делается все это по банальной причине – связь есть далеко не везде, а так все четко, ясно и понятно. Ну, и в районе Валдая созвон – там ловит Мегафон, как и в большинстве карельских деревень.

Договорившись обо всем, улетаем.
Дороги сегодня снова красивые и живописные!

Прикрепленные изображения

  • CIMG2968.jpeg
  • CIMG2975.jpeg
  • CIMG2978.jpeg
  • CIMG2985.jpeg
  • CIMG2991.jpeg
  • CIMG2992.jpeg
  • CIMG2995.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#36
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
По пути, встречаемся с нашим старинным деревянным другом - чучелко. Буратино Сосновович Карельский, в 2005 году на нем ничего не было из одежды, кроме женского лифчика 4-го размера... Но, в процессе паренька приодели более-менее прилично.
Поздоровались, сфотографировались, Зураб подарил Буратино посох. Поехали дальше.

Прикрепленные изображения

  • IMG_1210.jpeg
  • IMG_1213.jpeg
  • IMG_1221.jpeg
  • IMG_1226.jpeg
  • IMG_1230.jpeg
  • IMG_4132.jpeg
  • IMG_4130.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#37
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Дальше Валдай!

Село красивое, но леспромхоз, он и есть леспромхоз.
Правда люди, приятные и отзывчивые, как и всегда на северах.

Влетаем в поселок, методом тыка и GPS пробуем найти выезд дальше.
С первого раза промахиваемся, крутим-вертим карту, тут же останавливается мужичек: «Мужики, помочь чем?»
- «Выход на Огорелоши ищем».
- «На предыдущей развилке надо направо уходить, проводить?»
- Не, спасибо, сообразили!
- Ну, а дальше проедите. На этих агрегатах точно!

Дальше Макс включает трек, ибо, по его данным моста через Выг нет и трек это подтверждает, поэтому, в треке объезд загогулиной показан.
Я настырный, говорю: «Макс, ты там был? Давай проверим, чтобы уж точно, тем более крюк не велик.» Бухтит, но соглашается.

Едем к Выггубе. Приезжаем… Н-да….
Мост был! Длиииннюююший! Красивый! Но, стоят только подпорки.
Но, ничуть не жаль, что заехали – место очень красивое!

Пока у парней фотосессия, проверяю еще одну дорожку, встречаю местного – карела.
Очень колоритный персонаж, седой, длинноволосый – приехал на УАЗе грибы собирать.
Поболтали за жизнь, уточнил про дорожку все что надо.
А, про мост?
- Да, обветшал он сначала… Ремонтировать не брались, вроде как не нужен, а потом дети баловались и спалили.

Еще одно лирическое отступление
Любовь «палить», судя по всему, в этих краях имеет глубокие корни….
Во времена старообрядцев (думаю, факт достаточно известный) раскольники не то, что целыми семьями, а целыми селами устраивали самосожжения в церквях… Одной из самых известных и почитаемых страниц в истории старообрядчества является случай, когда "в гарь" пошёл целый монастырь на острове в Онежском озере Палеостров (название очень старое, но созвучное, согласитесь.) Так и вошел в историю монастырь, как Палеостровская гарь.
И, несколько крупных самосожжений было именно в этих краях – Заонежье и Выгореции.
В Вирме, церковь – новодел, построили буквально 4 года назад.
А, старая?
Старую СПАЛИЛИ! В 1942 году! Один из местных пацанов.
В карты играли. Кто проигрывает - церковь поджигает.
Карточный долг – долг чести. Пацан сказал – пацан сделал!
Как к этому относиться? Где логика, где разум?!
Но, и четких объяснений самосожжений раскольников, тоже, найти сложно….
А, традиция у местных в ряде деревень «палить» мосты вокруг своих охотничьих угодий?
В общем, одним словом – пожарники!

В Валдае у нас происходит заминка.
Мы, то про объезд моста знаем, и знаем, что он идет через 10-й километр (так у местных называется). А, обоз, хоть и с картой и с GPS, но про объезд не в курсах… Звоним – отлично! Парни на связи. Обмениваемся смс, они нас, по сути, догоняют во время нашего обеда, но у них небольшая поломка – топливный шланг порвался. В общем, мы им снова оставляем «пакет», где поворачивать, и едем на Петровский Ям.
Через полчаса ко мне в хвост встает «Газон» - отлично!

Недалеко от поворота на Петровский Ям, парни останавливаются на обед, ну, а мы едем дальше.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2999.jpeg
  • CIMG3001.jpeg
  • CIMG3003.jpeg
  • CIMG3005.jpeg
  • IMG_0636.jpeg
  • IMG_0642.jpeg
  • IMG_1235.jpeg
  • IMG_1236.jpeg
  • IMG_1243.jpeg
  • CIMG3033.jpeg
  • IMG_2742.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#38
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
Петровский Ям – дорога становится все хуже и хуже. Четко прослеживаются следы колонны джиперов, которые явно кое-где сидели по-полной. Так уж повелось, что все пампасы у нас начинаются к вечеру

В Петровский Ям приезжаем на красивом закате. Деревни нет. Совсем. Остались развалины двух сараев, да погреба. Заросшие фундаменты домов… Деревня была красивая! На длинном мысу уходящем в Выгозеро. На противоположенной стороне загубины стояла еще одна деревенька – туда вел мост. Моста нет.
Было 2 пристани. Больших. Серьезных.
По сути, Петровский Ям – это уже один из «портов» Беломорско-Балтийского канала.
Тишина. Очень живописно.
Серега «шарится» с металлоискателем, мы все ходим по воде (мелко) и любуемся тишиной природы.

Ну, очень красивая деревня, аж завораживает!
Немного торопимся, поэтому «глубокого» осмотра не получается.

Прикрепленные изображения

  • CIMG3012.jpeg
  • IMG_1243.jpeg
  • IMG_4139.jpeg
  • IMG_4136.jpeg
  • IMG_4140.jpeg
  • IMG_4143.jpeg
  • CIMG3037.jpeg
  • CIMG3040.jpeg
  • CIMG3041.jpeg
  • CIMG3042.jpeg
  • CIMG3046.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#39
Оффлайн   admin

admin

    Продвинутый пользователь

  • Администраторы
  • 16 251 сообщений
  • ГородМосква
Репутация: 3 302
Миф
Вот она Россия!!!
  • 0

#40
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 35
Бодрячком
На обратном пути из деревни Макс находит крест с надписью на финском языке.
Ничего удивительного, во многих селах жили и карелы и финны. Какой-либо большой краеведческой информации по Петровскому яму не нашли. Основные упоминания этой деревни связаны именно с Осударевой дорогой.

... С финским я дружу плохо... Приехали домой. Попросил нашего инструктора Танюху перевести табличку. Да, поискать еще инфу по Петровскому Яму.

И, еще одно отступление от темы, на этот раз задумчиво-историческое

Танька сначала из инета вытаскивает вот такую историю:

Во время Великой Отечественной войны в ПЕТРОВСКОМ ЯМЕ располагался госпиталь №2212.
История связана с финским подразделением, действовавшим во время войны не только на территории Карелии, но и в соседних областях России. Речь идет о деятельности отдельного разведывательно-диверсионного батальона дальней разведки при главной квартире (штабе) финской армии.…Головорезы именно из этого батальона совершили нападение на советский военный госпиталь № 2212, что было запрещено международными конвенциями.

В ночь с 11 на 12 февраля 1942 года финский отряд на лыжах подобрался к госпиталю, когда его медперсонал и раненые, ничего не подозревая, спали. Несмотря на флаг медицинского учреждения, – белый с красным крестом, – финны подожгли все автомашины, складские помещения, а палаты с людьми забросали гранатами. Раненые в одном нижнем белье пытались выбраться из горящего здания, но их тут же расстреливали.

Диверсанты не пощадили и медицинский персонал. На месте были убиты санитары, медсестры, военврач Гиндин. Из медперсонала уничтожено около 30 человек, пятеро ранены... Газеты опубликовали материалы о зверствах финских диверсантов над беззащитными ранеными. Весь Карельский фронт негодовал тогда по поводу действий врага.

Я сначала, прочитываю бегло.... Потом смотрю на крест...
Сверяю даты...

В это время Танюха уже из интернета вытаскивает перевод и находит пару ссылок на эту же историю с других форумов.

Табличка на кресте гласит:
Разведывательная группа Илмари Хонканена
Юсси Косола
Матти Хейман
Вильё Халме
Лаури Хинтсанен
Каарло Коскинен
Пали в бою в «Петровском Яме»
12.2.1942

Начинает сходиться пасьянс.
Вот значит "герои" вырезавшие наш госпиталь....

На одном из автошных форумов нахожу полемику с достаточно злобными и грязными высказываниями в адрес этого креста, и прочую жлобскую муру на тему патриотизма. Там же выдвигаются, как часто это бывает разные другие трактовки и гипотезы по этому событию.

Отдать должное парням, которые нашли первые этот крест - ведут себя достойно. Они же в 2008 году поставили небольшой памятный знак - справа маленькую пирамиду со звездой, но без таблички. Я её при выезде видел, но не найдя ничего, подумал, что, возможно просто обелиск односельчанам, просто обновленный.

А, сейчас уже вспоминаю, что в своё "поисковое прошлое", в Центральном архиве МО, я сидел с документами именно по этому госпиталю....
Надо же, как все в этом мире "замыкается".
Теперь прямо засвербило, вновь пересмотреть все документы еще раз. Буду искать время...
Найду, обязательно дорасскажу эту историю

Прикрепленные изображения

  • CIMG3035.jpeg
  • IMG_4146.jpeg
  • IMG_4147.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Эту тему посетили 1 пользователя(ей)