Сразу хочу сказать, что пишу, на мой взгляд несколько длинно, периодически ловя себя на некотором графоманстве, за что сразу прошу прощения у читателей. Ну, и, кто тонет в объемах чтения, смотрите фотографии моих соратников, которые будут украшать рассказы и давать представления о наших путешествиях
Ну, а теперь рассказ о нашей поездке по мотивам "Осударевой дороги" в прошлом году.
"ОСУДАРЕВА ДОРОГА"-2010
Экскурс в историю вопроса
Еще со школьной скамьи многие из нас помнят утверждение о том, что благодаря строительству «Осударевой дороги», именно так тогда она называлась, русские смогли в 1702 году незаметно протянуть на Балтику два фрегата, переместить армию и одержать важную победу над шведами на Ладожском озере. Что за феномен такой - «Осударева дорога»?
Экскурс в историю вопроса
В августе 1702 года два полка гвардейцев во главе с Петром I преодолели путь от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера, впоследствии названный «Осударевой дорогой». Одновременно войска совершили волок посуху двух малых фрегатов. Трасса длиной более 260 км была преодолена всего за восемь ходовых дней. В результате невиданного похода Петра I была одержана первая крупная победа в Северной войне (1700–1721 гг.), пала шведская крепость Нотебург (Орешек), Россия прорвалась к Балтийскому морю и заявила о себе как европейское государство, а чуть позже — как морская держава.
Где быль — где реальность?
Огромный интерес к теме «Осударевой дороги» возник в середине 90-х годов, после старта Научно-исследовательского проекта Михаила Данкова и сподвижников. В ходе проведения архивных исследований и археологических экспедиций сам факт волока двух малых фрегатов из Нюхчи до Повенца был поставлен под сомнение. Несмотря на то, что ряд находок подтверждал наличие волока (фрагменты старинной гати, просеки), тем не менее каких-либо неоспоримых фактов ни в письменных источниках, ни на местности найдено не было. Что касается физической возможности такого быстрого волока двух судов по болотам, то по итогам ряда экспериментов, это кажется просто не реальным.
1. Путь от Нюхчи до Повенца, а также гать, судя по всему существовали.
2. На сегодняшний день найдены только отдельные фрагменты дороги в связи с сильным изменением рельефа местности по причине огромного количества вырубок леса и строительства в 30-х годах прошлого столетия Беломорско-Балтийского канала.
3. Точный маршрут Осударевой дороги от начала до конца не известен.
4. Факт марш-броска по Осударевой дороге двух полков лейб-гвардии тоже вроде бы подтверждается.
5. Волок двух фрегатов — скорее легенда, чем исторический факт.
В 2003 году мы первый раз, волею случая оказались в тех местах, сопровождая канал ОРТ, снимающую программу «Искатели» в окрестных деревнях.
В 2004, осенью на 3-х УАЗах, собрав куцую краеведческую информацию и взяв 2-километровый атлас мы направились на встречу неизвестному, с целью проехать по местам, фигурирующим в «Осударевой дороге».
На тот момент мы уже знали, что часть Осударевой дороги «ушла» под зону затопления в 30-е года прошлого столетия при строительстве Беломоро-Балтийского канала. Так же мы знали, что карт-схем точного прохождения Осударевой дороги не было и что археологические экспедиции находили только фрагменты этой самой дороги…
Поэтому путешествие было скорее «по мотивам» - то есть посмотреть места, проникнуться духом, а также посетить Выгорецкую Республику – местность, куда ушло огромное количество старообрядцев во времена Никоновской реформы церкви.
Информации о состоянии дорог не было вообще никакой. Целью было пройти из Беломорска до Повенца, но вдоль Белого моря и далее по реке Выг. За ненадобностью местные жители-поморы в сторону Выга последние десятилетия вообще не ездили. Между Повенцом и Валдаем (есть такая деревня в Карелии) оказалась Богом забытая территория, на которой последние деревни были расформированы в хрущевскую эпоху… В общем, были сплошные вопросы. Но, это было именно то, что нам хотелось!
Мы сделали ЭТО!
В 2005 году мы сопроводили группу питерских и московских джиперов
В 2006 – совместно с 4х4 Club организовали трофи-рейд, в котором кроме джиперов также участвовали наши квадроциклисты. Параллельно мы отправили в плавание 2 мотолодки, задача которых была исследовать Выг, далее по Нюхче выйти в Белое море и дойти до мыса Вардия водным путем…. Это была самая «зарубиловская» поездка, так-как часть участников решила прорваться прямо к Вардии, через несколько километров полного бездорожья – заболоченного берега Белого моря.
Последние 3 года «Осударева дорога» в джиперской среде стала именем нарицательным, и ежегодно 2-3 клуба повторяют этот маршрут
Ну, а мы не стоим на месте!
И, в 2010 году решили пойти дальше – «УСУГУБИТЬ» изучение Осударевой дороги, Выгореции и Поморья и «Взять» еще несколько точек и дорог, до которых еще не докатывали колеса квадроциклистов и джиперов! Ну, и посетить все важнейшие исторические точки, которые уже известны!
А, дальше, что у нас из этого получилось: