Всем привет.
Есть в нашем районе на прибрежном острове каменный лабиринт, а на против его уже на побережье выложены каменные груды камней ...


Порылся в инете - оказалось вот что:
Раскопки лабиринтов ничего не прояснили по вопросу об их хронологии. К. П. Рево разобрал один из понойских лабиринтов и обнаружил между камнями лишь слой "пустой" земли толщиной до полу-аршина. Столь же безрезультатны были раскопки А. Я. Брюсова одного из лабиринтов на острове Большой Заяцкий. Раскопки каменных куч вблизи соловецких лабиринтов были, как указывалось, успешными и содержали материал II-I тыс. до н. э. В центре лабиринта в Пильской губе на терском берегу Белого моря при его расчистке была обнаружена плита, на которой лежали скребок и отщеп со следами обработки из кварца, кальцинированные косточки и фрагмент асбестовой керамики °. Этот материал синхронен соловецкому. У трех лабиринтов Кольского полуострова - Кандалакшского, Коль-ского и Харловского - обнаружены поселения с асбестовой керамикой II-I тыс. до н. э.21 Все эти данные позволяют с уверенностью предполагать, что древнейшие лабиринты Беломорья были сооружены не позднее I тыс. до н. э.
Большая группа ученых, в основном археологов, связывает лабиринты с культом мертвых. Доказательством этому служит соседство лабиринтов с древними могильниками в Южной Швеции, Северной Норвегии и на Соловецких островах. В Южной Швеции лабиринты соседствуют с могильниками эпохи бронзы и времени викингов", в Северной Норвегии в районе Финмарка - с саамскими кладбищами XII-XVII вв.12 На Большом Заяцком острове археологами А. Я. Мартыновым и А. А. Куратовым под тремя каменными кучами обнаружены пережженные кости человека и каменные орудия. Каменные кучи есть и вблизи лабиринтов на острове Олешин, хотя они не раскапывались. Лабиринты в подобных могли символизировать трудный и извилистый переход от жизни к смерти, что находит подтверждение в этнографии некоторых народов мира (фо-то). Так, H. H. Виноградов, исследователь соловецких лабиринтов, предполагал, что они могли быть вместилищами душ умерших. Чтобы души умерших не могли вернуться к живым, сооружение делалось очень запутанным, состояло из узких ходов. Порой рядом с одним лабиринтом сооружался другой с целью, что если бы душе умершего все же удалось выйти наружу, то она попала бы в него.