Перейти к содержимому



Фотография

КАРЕЛИЯ: Экспедиция на квадроциклах "Осударева дорога" 21-27 сентября 2013

Поездки Отчёты География Мероприятия Тест-драйвы Квадроциклы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 73

#1
Оффлайн   RussiaDiscovery

RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 30 сообщений
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 46
Бодрячком

Еще со школьной скамьи многие из нас помнят утверждение о том, что благодаря строительству «Осударевой дороги», именно так тогда она называлась, русские смогли в 1702 году незаметно протянуть на Балтику два фрегата, переместить армию и одержать важную победу над шведами на Ладожском озере. Что за феномен такой «Осударева дорога»?
Экскурс в историю вопроса

В августе 1702 года два полка гвардейцев во главе с Петром I преодолели путь от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера, впоследствии названный «Осударевой дорогой». Одновременно войска совершили волок посуху двух малых фрегатов. Трасса длиной более 260 км была преодолена всего за восемь ходовых дней. В результате невиданного похода Петра I была одержана первая крупная победа в Северной войне (1700–1721 гг.), пала шведская крепость Нотебург (Орешек), Россия прорвалась к Балтийскому морю и заявила о себе как европейское государство, а чуть позже – как морская держава.
Где быль – где реальность?

Огромный интерес к теме «Осударевой дороги» возник в середине 90-х годов, после старта Научно-исследовательского проекта Михаила Данкова и сподвижников. В ходе проведения архивных исследований и археологических экспедиций сам факт волока двух малых фрегатов из Нюхчи до Повенца был поставлен под сомнение. Несмотря на то, что ряд находок подтверждал наличие волока (фрагменты старинной гати, просеки), тем не менее каких-либо неоспоримых фактов ни в письменных источниках, ни на местности найдено не было. Что касается физической возможности такого быстрого волока двух судов по болотам, то по итогам ряда экспериментов, это кажется просто не реальным.
1. Путь от Нюхчи до Повенца, а также гать, судя по всему, существовали.
2. На сегодняшний день найдены только отдельные фрагменты дороги в связи с сильным изменением рельефа местности по причине огромного количества вырубок леса и строительства в 30-х годах прошлого столетия Беломорско-Балтийского канала.
3. Точный маршрут Осударевой дороги от начала до конца не известен.
4. Факт марш-броска по Осударевой дороге двух полков лейб-гвардии тоже вроде бы подтверждается.
5. Волок двух фрегатов – скорее легенда, чем исторический факт.

В 2003 году мы первый раз, волею случая оказались в тех местах, сопровождая канал ОРТ, снимающую программу «Искатели» в окрестных деревнях.
В 2004 году осенью на трех УАЗах, собрав куцую краеведческую информацию и взяв 2-километровый атлас мы направились на встречу неизвестному, с целью проехать по местам, фигурирующим в «Осударевой дороге».
На тот момент мы уже знали, что часть Осударевой дороги «ушла» под зону затопления в 30-е года прошлого столетия при строительстве Беломоро-Балтийского канала. Так же мы знали, что карт-схем точного прохождения Осударевой дороги не было и что археологические экспедиции находили только фрагменты этой самой дороги.

Поэтому путешествие было скорее «по мотивам», то есть посмотреть места, проникнуться духом, а также посетить Выгорецкую Республику – местность, куда ушло огромное количество старообрядцев во времена Никоновской реформы церкви.

Информации о состоянии дорог не было вообще никакой. Целью было пройти из Беломорска до Повенца, но вдоль Белого моря и далее по реке Выг. За ненадобностью местные жители-поморы в сторону Выга последние десятилетия вообще не ездили. Между Повенцом и Валдаем (есть такая деревня в Карелии) оказалась Богом забытая территория, на которой последние деревни были расформированы в хрущевскую эпоху. В общем, были сплошные вопросы. Но это было именно то, что нам хотелось!
Мы сделали ЭТО!

В 2005 году мы сопроводили группу питерских и московских джиперов.

В 2006 году совместно с 4х4 Club организовали трофи-рейд, в котором кроме джиперов также участвовали наши квадроциклисты. Параллельно мы отправили в плавание 2 мотолодки, задача которых была исследовать Выг, далее по Нюхче выйти в Белое море и дойти до мыса Вардия водным путем. Это была самая «зарубиловская» поездка, так как часть участников решила прорваться прямо к Вардии, через несколько километров полного бездорожья – заболоченного берега Белого моря.

Последние годы «Осударева дорога» в джиперской среде стала именем нарицательным, и ежегодно 2-3 клуба повторяют этот маршрут.

Ну а мы не стоим на месте и приглашаем к участию владельцев квадроциклов. Степень подготовленности как квадров, так и коней не принципиально. Маршрут сложный и по дорожным условиям, и по дистанциям, но «с головой» проходится все на стоковой технике.

Ниже описывается день за днем наше предстоящее путешествие, а также фотоматериалы прошлых лет, исторические выписки и фрагменты отчетов.


  • 2

#2
Оффлайн   RussiaDiscovery

RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 30 сообщений
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 46
Бодрячком

ДЕНЬ ЗАЕЗДА – 21 СЕНТЯБРЯ

Прибытие в Беломорск, размещение в отеле «Гандвик».

Ужин в кафе гостиницы.

 

1 ДЕНЬ – 22 СЕНТЯБРЯ 

Завтрак в кафе гостиницы, погрузка вещей в машину сопровождения.

Выход на квадроциклах по маршруту: Беломорск – Вирма – Сумский Посад – Колежма.

Маршрут проходит по грунтовым и лесным дорогам (большое количество деревянных мостов).

Возможно отклонение от маршрута и попытка пройти зимником вдоль берега.

Дневной пробег – 90 км.

В пути: ланч-перекус.

Вечером прибытие в Колежму, размещение в коттедже "Лобский берег", баня, ужин.

 

Интересное на маршруте дня:

Вирма – древнейшее поморское село, когда-то многолюдное, теперь опустело, здесь осталось всего 20 жилых домов. Мощные срубы по-северному добротных крестьянских домов обветшали, но село по-прежнему живописно. Главной достопримечательностью его является красивое здание церкви Петра и Павла, построенной в 1696 году и поставленной на скалистой возвышенности, чуть в стороне от домов. Мощь деревянного здания с крупной центральной главой, выстроенного в поморской традиции, видится издалека.

Сумский Посад является наиболее старым русским поморским поселением, время образования которого восходит к ХV веку. Изначально была построена деревянная крепость – Сумский острог, возведенный для обороны Карельского Поморья от шведских набегов, а затем – комплекс из культовых сооружений, включавших в себя каменную Успенскую и деревянную Никольскую церкви, а также деревянную шатровую колокольню. Автор сочинения «Год на Севере» В.Максимов объяснял название «Сума» происхождением от финского племени suomalaiset. Но, по мнению одного священника Олонецкой губернии, «Сума» по-карельски значит «болото». Здесь, как и по всему Северу, были ранее финские и карельские деревушки. Первые русские поселенцы – это новгородские люди, которых сюда привлекло море, хотя и суровое, но богатое рыбой и зверем. Первое поселение русских было немного повыше нынешнего посада. Вероятно, они поселились отдельно от финнов. В 1452 году грамотой Марфы Посадницы Сума была отдана во владение Соловецкому монастырю, это первая исторически точная дата. С 1553 года Сумская волость во всех документах называется Соловецкой вотчиной. Вследствие частых нападений шведов монастырь, по указу государеву, одновременно со своей грандиозной стеной построил деревянную крепость. Эта крепость и есть Сумский острог. Еще в Сумпосаде есть мореходная лодка, подаренная сумлянам Великим князем Алексеем Александровичем в 1870 году в память о своем приезде к ним. Он стоит на отдельном островке на пороге Черный, в центре села. Село Сумпосад является одним из наиболее старых поселений Карельского берега Белого моря, хорошо сохранивших традиционные черты культуры русского поселения поморья.

 

Из дневниковых записей участников прошедших путешествий:

Тимофей Рогожин (Рыжий): …Приезжаем в Вирму, останавливаемся у церкви. Начинаем осматривать-фотографировать. На дверях в церковь замок (кстати, во многих деревнях церквухи продолжают быть открытыми). Знаю, что если замок висит, значит ключи от него в одном из ближайших домов. Иду в ближайший же дом с вопросом можно ли попасть в церковь. Он говорит, что конечно можно и указывает на один из соседних домов, где живет Тамара Михайловна – хранительница ключей от храма божьего. Туда я и направляюсь. На пороге меня встречают сын Тамары Михайловны и муж – хозяин дома. Зовут. Тамара Михайловна сразу же откликается на мою просьбу и просит подождать чуть-чуть. Минут буквально через десять, в нарядном платье и прихорошившись на скорую руку, она не просто приносит ключ, а прямо с порога начинает увлеченно рассказывать нам об истории села Вирма. Который раз я жалею, что не беру в такие поездки диктофон! В итоге, все мои временные планы рушатся, – вместо запланированных на Вирму 20-30 минут мы проводим здесь часа полтора-два, которые пролетают совершенно незаметно. Тамара Михайловна рассказывает и о церкви – оказывается, что в одной церкви уместилось сразу два алтаря – церкви Петра и Павла и Зосима и Савватия (преподобных Соловецкого монастыря). Один алтарь полноценный в летней церкви, а второй – в зимней пристройке, в виде красного угла. Также Тамара Михайловна рассказывает и о своей семье – потомственных поморах, и о том, как жили и трудились, и о происхождении топонимов местных, и о чудо-камнях круглых, которые нашла недалеко от церкви»…

Прикрепленные изображения

  • 1 день.jpg
  • 1 день 1.jpg
  • 1 день 2.JPG
  • 1 день 3.JPG
  • 1 день 4.JPG
  • 1 день 5.JPG
  • 1 день 6.JPG
  • 1 день 7.JPG

  • 2

#3
Оффлайн   RussiaDiscovery

RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 30 сообщений
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 46
Бодрячком

2 ДЕНЬ – 23 СЕНТЯБРЯ

Завтрак в кафе, погрузка вещей в машину сопровождения.

Выход на квадроциклах по маршруту: Колежма – Руйга – Вирандозеро.

Маршрут проходит по болотам разной топкости и размеренности. Возможно строительство переправы через реку.

Дневной пробег – 50 км.

В пути: ланч-перкус.

Вечером прибытие в Вирандозеро, размещение в помещении сельского клуба в спальных мешках, полевой ужин.

 

Интересное на маршруте дня:

Вирандозеро. У поселка со звонким названием Вирандозеро очень непростая судьба. Он проектировался как станция на участке строительства железной дороги. Сначала в поселке было три огромных землянки и одно административное здание, куда один раз в неделю привозили продукты для строителей дороги. Началась война, и все здоровые мужчины ушли на фронт. Остались одни женщины. Они работали и на железной дороге, и на заготовке и на разделке леса, которого требовалось все больше и больше. Из окрестных сел и деревень мобилизовали молодых женщин, у которых не было детей. Позднее стали прибывать военнопленные венгры и немцы. Это особая страница в истории поселка. Население в поселке увеличивалось и землянок не хватало. Стали строить бараки. И вот уже выросла целая улица двухквартирных финских домиков, жизнь в которых казалась царской. Теперь-то видно, какие они маленькие, но тогда, после барачной тесноты, получить отдельное жилье было большой удачей. После войны военнопленные были отправлены на родину, мобилизованные из окрестных сел вернулись домой, а лес был необходим для восстановления разрушенных районов. Нужны были рабочие руки. Появились переселенцы, люди, приехавшие по оргнабору. Поселок разрастался: построили школу, появилось несколько магазинов, детский сад и клуб. Мирная жизнь налаживалась. В семьях было помногу детей. Взрослые верили в лучшее будущее, старались обустроить поселок. Построили библиотеку, стадион, каток. Казалось, улучшения будут и дальше, но грянула перестройка – все рухнуло в одночасье. Сейчас поселок умирает – нет производства. Остались только школа, аптека, больница, железная дорога. То, что есть сегодня – это грань между прошлым и будущим…

 

Из дневниковых записей участников прошедших путешествий:

Тимофей Рогожин (Рыжий): …Очередной раз оборачиваюсь, а за мной только Владимир Григорьевич... Что такое?! Тут из-за поворота еще пара участников выезжает, остальные на фотосессии «ГРИБЫ». Ну да, конечно, я то ходом проехал, только подумав… А народ, понятное дело завис!

- Сей год грибов то мало, – распевно тянучи сообщили нам местные жители в одной из деревень.

- Зажрались! – хором ответила колонна, участвуя в мега-грибной вакханалии.

Каких только на этой тропе грибов не росло! И подберезовики, и подосиновики, и белые!!! Разных оттенков и самых до отчаянья разных размеров – и вовсе не встречалось червивых!

- Эх, а что если собрать и до Москвы довести?!

- Эх, жену бы сюда! Всех жен! Автобусом! На неделю – и пусть собирают, пока мы катаемся!

- Это ж надо, сколько их здесь! А ты колесом по нему! Эх!

- Я столько грибов отродясь не видел!

- Григорич, а в степях Казахстана ТАКИЕ грибы растут?!

- Ира! Угомонись! Выбрось, все равно не довезем!

- О! А у меня во какой!

- Блин, и посс…ть то некуда, грибы вокруг!

- А, галллюциногенные есть?

Аналогичная картина была и на больших болотах, на которых мы делали остановки. Там была КЛЮКВА!

Антон Довыденко (антонМ5): …Проехав еще немного по лесу, был сделан привал, на котором Тимофей объявил, что к месту стоянки нашего лагеря отсюда есть две дороги: прямая и сухая по грейдеру, минут 20 езды, либо кругом, с заездом к реке Руйга, дальше по Почтовому тракту, но там никто не ездил уже лет 50 и он ничего о состоянии дороги не знает. Настрой был боевой, и было принято решение ехать в помпасы. Тогда мы еще не знали, что за бонус нам предложил Тимофей! А зря... Проехав совсем немного по грейдеру, дорога сузилась до размеров тропы, а затем совсем заросла. Навигатор чертил узенькую прерывистую линию, которая должна была быть той самой Почтовой дорогой. Реально же, это заросший лес с плотным и высоким подлеском. Радовало только то, что валежника было совсем не много. Пройдя и прорубив новую дорогу, мы вышли на очередное болото, где Тимофей благополучно утопил в трясине свои сапоги. Посмеявшись и достав их из тины, мы продолжали путь. Опять болота, высокая трава, подлесок… Здесь точно никого не было давно, и не 50, а наверное 150 лет!...

А время уже 12 ночи. Это был удар ниже пояса. И тут, о чудо, на небе вспыхнуло, как некая мессия, Северное сияние необычайной красоты! Поверьте, я специально ездил зимой в Лапландию за Полярный круг, чтобы посмотреть это чудо, и не получилось увидеть, а тут просто так, никуда не надо ехать. Красота просто завораживает! Переливы сияния от ярко красного цвета до зелено-синих оттенков поразили нас всех, как гром среди ясного неба. Опять режущая ухо тишина...

…Но красота красотою, ночевать где-то надо. И тут в очередной раз Тимофей с какой-то невероятной проворностью и скоростью решил этот вопрос. Пока мы разводили большой костер, чтобы согреться и просохнуть, резали остатки еды и радовались тому, что одежда стала не липнуть к телу, а согревать, Тимофей со своим помощником Денисом уехали в соседнее село Вирандозеро, что находилось в 7 км по дороге от нас. Через какое-то время вернулся Денис и радостно сообщил: «Все решили. Все ночуем в местном клубе!» Как и где Тимофей нашел среди ночи директора клуба и что он смог ей сказать, чтобы она пустила нашу банду на разгромление вверенного ей клуба, история умалчивает и никому, кроме самого Тимофея, это не известно. Но нам дали весь клуб, даже личную комнату директора и показали, где живет кочегар, который может запустить отопление. Мы радовались как дети, и даже в 2 часа ночи устроили мини представление на сцене!...

Прикрепленные изображения

  • 2 день 2.JPG
  • 2 день 3.JPG
  • 2 день 4.JPG
  • 2 день 5.JPG
  • 2 день 6.jpg
  • 2 день 7.JPG
  • 2 день 8.JPG
  • 2 день 9.JPG
  • 2 день 10.JPG
  • 2 день 11.JPG
  • 2 день 12.JPG
  • 2 день 13.jpg

  • 1

#4
Оффлайн   RussiaDiscovery

RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 30 сообщений
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 46
Бодрячком

3 ДЕНЬ – 24 СЕНТЯБРЯ

Полевой завтрак, погрузка вещей в машину сопровождения.

Выход на квадроциклах по маршруту: Вирандозеро – Нюхча – мыс Вардия – Хижозеро.

Маршрут пройдет по бездорожью, лесным дорогам и по грейдеру.

Дневной пробег – 170 км.

В пути: ланч-перекус.

Вечером прибытие на Хижозеро, размещение на базе отдыха «Ветреный пояс», сауна в коттеджах, ужин.

 

Интересное на маршруте дня:

Мыс Вардегородский или его современное название мыс Вардия – отправная точка Осударевой дороги. Именно здесь 16 августа 1702 года началась высадка двенадцатитысячного войска Петрова для осуществления беспримерного в истории человечества военного похода по «болотам и мхам» по «новопостроенной першпективе от Нюхчи к Повенцу». Факт самой экспедиции подтверждается историческими документами. Но до сих пор на карту не перенесено точное прохождение маршрута трассы. Известно лишь ее начало, несколько промежуточных точек и ее конец. Высадке десанта предшествовала постройка в июле 1702 года на мысе Вардегородский «специальной пристани, способной принять «новоманерные» суда». Два фрегата «Святой дух» и «Курьер», построенные в начале лета на северодвинской судоверфи Вавчуга имели размеры 20 метров в длину и 5 метров в ширину, при 2,5 метров высоты. Это были очень большие корабли – для примера у современных автопоездов почти идентичные размеры. И вот здесь начинается главная загадка Осударевой дороги – был или нет осуществлен волок этих фрегатов? По народным преданиям и легендам, а также по отрывкам из архивных документов вроде как следует, что, несомненно, был. Однако есть несколько фактов, которые опровергают это.

Нюхча. По писцовым книгам XV века эти земли принадлежали боярыне Марфе Борецкой, более известной под именем Марфы Посадницы. В 1478 году вместе со всей Новгородской феодальной республикой село вошло в состав Русского государства. В XV-XVI веках село уже было приписано к Соловецкому монастырю, где последний имел так называемые усолья (солеварные промыслы). Соль из Беломорья продавалась по всей Руси и имела даже свое название – «поморка». Особую известность село Нюхча получило в петровскую эпоху. Для переброски войск и флота в Балтийское море во время Северной войны (1700-1721) за неимением водного пути в 1702 году была построена сухопутная дорога. Под руководством сержанта-преображенца Михаила Щепотьева 5 тысяч местных жителей валили деревья, прокладывали просеку шириной в 3 сажени (6,4 м), сооружали бревенчатый настил и строили мосты. После Северной войны дорога потеряла свое значение и опустела. Эта дорога впоследствии получила название «Осударевой дороги», а местные жители стали называться «кафтанниками». По преданию, один из местных рыбаков спас во время шторма военный корабль, за что царь Петр I в знак милости и уважения подарил ему кафтан с собственного плеча.

 

Из дневниковых записей участников прошедших путешествий:

Антон Довыденко (антонМ5): …Вот какая то женщина ведет за руку мальчика лет 8. Тому ужасно интересно! Такого скопления непонятных машин собранных в одном месте он не видел никогда. Он тянет маму в сторону странных небритых и даже с утра шумных людей и задорно спрашивает ее: «Мама, мама! Что это там такое? Что это за люди?». Мама, не смотря в нашу сторону и продолжая двигаться в ей известном направлении, отвечает: «Это путешественники! Они ездят по разным местам на этих мотоциклах и смотрят мир». Такой ответ еще больше раззадоривает интерес мальчугана к нам: «Мама, а пойдем подойдем поближе?!». Такая постановка вопроса заставляет женщину занервничать и произнести буквально следующее: «Ты что! Не вздумай! Они же чокнутые!» и прибавить шаг…

…Местный леспромхоз нарезал в этих краях столько просек, что ни один навигатор в мире не знает об этом! Куда они ведут и где заканчиваются – знает только тот, кто их делал. Проехав так порядка 20 км мы остановились на развилке, и было принято решение попробовать проехать по не пройденному до этого момента маршруту. На карте дорога доходила до нужной нам точки, но где-то по середине пунктирная линия терялась на зеленом фоне, а потом появлялась вновь. Свернули налево и пошли «по стрелке». И не пожалели. Дорога была потрясающе красивой! Петляя среди делянок, она подняла нас на самый верх сопки, с которой открывался удивительный вид окружающей местности: леса багряным ковром лежали внизу и радовали наш взор, а тишина просто разрывала мозг... В какой-то момент кто-то спросил, не видно ли там в объективе следов от Осударевой дороги? Кирилл пристально посмотрел в окошко фотоаппарата и ответил буквально следующее: «А то! Там внизу вижу надпись «Здесь проходила Осударева дорога»! Каково же было наше удивление, причем Кирилл, по-моему, был удивлен сильнее всех остальных, когда мы спустились вниз и у моста через речку нашему взору предстал указатель…

Прикрепленные изображения

  • 3 день 01.JPG
  • 3 день 02.JPG
  • 3 день 03.JPG
  • 3 день 04.jpg
  • 3 день 05.JPG
  • 3 день 06.jpg
  • 3 день 07.jpg
  • 3 день 08.JPG
  • 3 день 09.JPG
  • 3 день 10.JPG

  • 2

#5
Оффлайн   RussiaDiscovery

RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 30 сообщений
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 46
Бодрячком

4 ДЕНЬ – 25 СЕНТЯБРЯ

Завтрак в кафе базы отдыха.

Радиальный выход на квадроциклах в одну из заброшенных карельских деревень.

Для желающих – рыбалка.

В пути: ланч-перекус.

Вечером возвращение на Хижозеро, баня, ужин.

Прикрепленные изображения

  • 4 день 01.jpg
  • 4 день 02.JPG
  • 4 день 03.jpg
  • 4 день 04.jpg
  • 4 день 05.JPG
  • 4 день 06.JPG
  • 4 день 07.JPG

  • 2

#6
Оффлайн   Udav

Udav

    Новичок

  • Пользователи
  • 20 сообщений
  • Имя:Владимир
  • ГородМосква
Репутация: 2
На обкатке
Можно к вам присоединиться и проходим ли этот маршрут для маверика или надо ехать на квадре
  • 0

#7
Оффлайн   RussiaDiscovery

RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 30 сообщений
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 46
Бодрячком

5 ДЕНЬ – 26 СЕНТЯБРЯ

Завтрак в кафе базы отдыха, погрузка вещей в машину сопровождения.

Выход на квадроциклах по маршруту: Хижозеро – Валдай – Петровский Ям – Данилово – Сандармох – Повенец.

Большая часть маршрута пройдет по грунтовым и лесным дорогам, а также по небольшому участку бездорожья.

Дневной пробег – 200 км.

В пути: ланч-перекус.

Вечером прибытие в Повенец, размещение в туркомплексе «Большая медведица», баня, заключительный ужин.

 

Интересное на маршруте дня:

Выгореция связана с уникальным явлением русской духовной культуры – движением старообрядцев. Выгорецкая республика или как еще называют эти места Выговская поморская пустынь, образовалась в верховьях речек Выг и Лекса в конце XVII века (1691-1695 годах).

История Выгореции началась с церковной реформы московского патриарха Никона. Реформа предусматривала некие изменения в традиционных обрядах церкви и касалась традиционного написания некоторых церковных слов. Нашлись и те, кто не хотел принимать изменений, именно они бежали от преследования властей в глухие леса. Так на окраинах Московского государства стали появляться поселения, общины, монастыри старообрядцев. Прибывшие сюда приверженцы старой веры (как их тогда называли) основали поселение, которое всего за несколько десятилетий превратилось в крупное хозяйство.

Бежавшими монахами был основан Даниловский монастырь. Монастырь на полтора века стал крупнейшим религиозным, культурным и хозяйственным центром раскола. В обители возникли предприятия по производству изделий из меди, золота и серебра, здесь было развито художественное литье, ткачество, плетение из бересты. Местные монахи активно участвовали в торговых отношениях, сбывая продукцию на северных рынках, занимались земледелием и животноводством.

Выговская обитель стала еще и крупнейшим культурным центром. Выговцы создали собственную школу иконописания, выработали особенный стиль в оформлении книг, их орнаментики. В Даниловском монастыре была собрана богатая библиотека, сложилась своя литературная школа.

До настоящего времени сохранились часовни, кладбища, хозяйственные постройки в селах Данилово, Сергиево, Березовки, деевне Тихвин Бор.

Сандармох. В июле 1997 года в лесном массиве Сандармох экспедиция общества «Мемориал» вскрыла тайные захоронения жертв массовых политических репрессий. С августа 1937 года по декабрь 1938 года здесь расстреляли и захоронили более 7000 человек, среди которых русские, карелы, финны, украинцы, белорусы, евреи, немцы, поляки. Уже установлена большая часть фамилий этих людей; известны и имена более 1000 заключенных Соловецкого лагеря, казненных здесь осенью 1937 года. Приговоренных партиями по 200-250 человек переправляли морем с Соловков в Кемь, затем по железной дороге в Медвежьегорск. В день расстрела им связывали руки и ноги, затыкали кляпом рот и складывали штабелями в кузова грузовиков, отвозивших их к месту казни. Там смертников ставили на колени на краю ямы и стреляли из револьвера в лоб (а не в затылок, чтобы они не могли опередить выстрел и спрыгнуть в яму).

Здесь цинично убивали по протоколам «Тройки». Каждый день. Когда десятками, когда сотнями. Однажды, за неделю расстреляли 1111 человек. Цифра-то какая точная. И ужасная. Ужасно выглядящая цифра.

Офицеры царской армии, советские офицеры, писатели, служители церкви, крестьяне, врачи, инженеры, колхозники. Здесь лежат совершенно все. Без разбору, без регалий, в основном с одной и той же статьей «Измена Родине».

 

Из дневниковых записей участников прошедших путешествий:

Тимофей Рогожин (Рыжий): ...Петровский Ям. Дорога становится все хуже и хуже. Четко прослеживаются следы колонны джиперов, которые явно кое-где сидели по-полной. Так уж повелось, что все пампасы у нас начинаются к вечеру. В Петровский Ям приезжаем на красивом закате. Деревни нет. Совсем. Остались развалины двух сараев да погреба. Заросшие фундаменты домов. Деревня была красивая, на длинном мысу, уходящем в Выгозеро. На противоположной стороне загубины стояла еще одна деревенька – туда вел мост. Моста нет. Было две пристани, больших, серьезных. По сути, Петровский Ям – это уже один из «портов» Беломорско-Балтийского канала. Тишина, очень живописно. Серега «шариться» с металлоискателем, мы все ходим по воде (мелко) и любуемся тишиной природы. Ну очень красивая деревня, аж завораживает!…

Прикрепленные изображения

  • 5 день 01.jpg
  • 5 день 02.JPG
  • 5 день 03.jpg
  • 5 день 04.JPG
  • 5 день 05.JPG
  • 5 день 06.JPG

  • 2

#8
Оффлайн   fsega

fsega

    Местный

  • PROFI
  • 3 816 сообщений
  • Имя:Серёга
  • ГородМосква
Репутация: 1 141
Легенда

Класс!
И нашего Рыжего на фотках узнал)))


  • 0
Все тосты сбудутся!

Изображение

#9
Оффлайн   Monarc

Monarc

    BRP forever

  • Модераторы
  • 4 964 сообщений
  • Имя:Иван
  • Городмосква
  • Увлечения:квдродвижение
  • Техника:аут 500 G2
Репутация: 1 587
Миф

класс!!! великолепно)))

молодцы что устраиваете такие экспедиции  :drinks:  :good:


  • 0
ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ АСФАЛЬТИзображение

Изображение

Изображение

#10
Оффлайн   Uzbek 78

Uzbek 78

    Продвинутый пользователь

  • PROFI
  • 7 099 сообщений
  • ГородМосква
Репутация: 1 180
Легенда
Да, молодцы! Круто катанулись.
  • 0
Изображение

#11
Оффлайн   Алиса-RussiaDiscovery

Алиса-RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 39 сообщений
  • Имя:Алиса
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 41
Бодрячком

ВСЕМ ПРИВЕТ ИЗ СОЛНЕЧНОЙ КАРЕЛИИ!

Публикую список участников:

1. Баранов Антон (Anton-Kor), Москва
2. Луговой Дмитрий (doctor46), Московская обл., Мытищи
3. Файзуллин Ахмет, Москва
4. Файзуллин Ринат, Москва
5. Воробьев Павел, Москва
6. Гуканов Игорь (МладшОй), Москва
7. Гуканов Вадим (СтаршОй), Москва
8. Климович Дмитрий (Dklimovich73), Минск
9. Потырин Александр (Patrik444), Московская обл., Сергиев Посад
10. Матаев Павел (Боцман), Нижневартовск
11. Исаев Виталий (Vitaly), Йошкар-Ола
12. Юрьев Сергей, Йошкар-Ола
13. Сорокин Андрей, Йошкар-Ола
14. Петухов Сергей, Йошкар-Ола
15. Мельничук Максим (макс75), Москвовская обл.
16. Мельничук Егор, Московская обл.
17. Смирнов Александр, Московская обл., Одинцово
18. Елгаев Константин, Московская обл., Одинцово
19. Елгаев Максим, Московская обл., Одинцово
20. Елгаев Антон, Московская обл., Одинцово
21. Николаец Олег (moreman777), Москва
22. Николаец Никита, Москва
23. Ломоносов Сергей, Москва
24. Ломоносов Георгий, Москва


!!! ПРИЕМ ЗАЯВОК ЗАКРЫВАЕМ !!!


  • 0

#12
Оффлайн   Алиса-RussiaDiscovery

Алиса-RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 39 сообщений
  • Имя:Алиса
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 41
Бодрячком

Можно к вам присоединиться и проходим ли этот маршрут для маверика или надо ехать на квадре

 

Здравствуйте!

 

На данный момент набор на группу с 21 по 27 сентября закрыт.

Есть места на группу с 29 сентября по 5 октября.

 

Боюсь, что на маверике не пройдете. Берем только на квадриках. В 2011 году был экипаж на подготовленном

Land Cruiser, который шел отдельно от группы квадроциклистов. Просидели два дня в болоте...


  • 0

#13
Оффлайн   RussiaDiscovery

RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 30 сообщений
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 46
Бодрячком

ПО ПРОСЬБАМ ТРУДЯЩИХСЯ ОТКРЫВАЕМ НАБОР НА ЕЩЕ ОДНУ ГРУППУ!!!

СРОКИ ЗАЕЗДА - С 29 СЕНТЯБРЯ ПО 5 ОКТЯБРЯ!!!

Стоимость участия:
- 42 000 руб./чел. – участие на своей технике.
- 20 000 руб. – участие пассажиром.

В стоимость включено:
- размещение по маршруту,
- трехразовое питание (завтраки и ужины на базах, ланч-перекусы в пути),
- бани/сауны на базах,
- работа машины сопровождения (перевозка основного багажа и бензина),
- сопровождение группы гидом-проводником на квадроцикле,
- бензин на квадроциклы участников,
- страховка (медицинская, эвакуация и несчастный случай).

Дополнительно оплачиваются:
- дорога до Беломорска и из Медвежьегорска,
- перевозка техники до Беломорска и из Медвежьегорска,
- спиртные напитки.

 

Ширшина Юлия (Алиса)
моб.: 8 (911) 432 61 55
ICQ: 466632313
Skype: AliceWonderland200787

Рогожин Тимофей (Рыжий)
моб.: 8 926 246 33 66
ICQ: 230410444
Skype: RedTimofey


  • 0

#14
Оффлайн   Алиса-RussiaDiscovery

Алиса-RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 39 сообщений
  • Имя:Алиса
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 41
Бодрячком

Всем участникам и гостям ветки приветы!!!

 

Долгожданные фотки от СтаршОго (Вадима Гуканова) - участника экспедиции!
Из более 600 фотографий я сократила список до 170... Сокращать до такой степени было очень тяжело и больно, все фотки великолепны и волшебны!!!
Приятного просмотра! biggrin.gifpopcorn2.gif

День перед стартом в Беломорске (культурно-познавательная программа)

Прикрепленные изображения

  • IMG_5234.JPG
  • IMG_5243.JPG
  • IMG_5244.JPG
  • IMG_5254.JPG
  • IMG_5258.JPG
  • IMG_5260.JPG
  • IMG_5276.JPG
  • IMG_5280.JPG
  • IMG_5281.JPG
  • IMG_5285.JPG

  • 1

#15
Оффлайн   Алиса-RussiaDiscovery

Алиса-RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 39 сообщений
  • Имя:Алиса
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 41
Бодрячком

День перед стартом в Беломорске (культурно-познавательная программа)

Прикрепленные изображения

  • IMG_5286.JPG
  • IMG_5290.JPG
  • IMG_5291.JPG
  • IMG_5294.JPG
  • IMG_5295.JPG
  • IMG_5305.JPG
  • IMG_5313.JPG

  • 1

#16
Оффлайн   Алиса-RussiaDiscovery

Алиса-RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 39 сообщений
  • Имя:Алиса
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 41
Бодрячком
День 1: Беломорск – Вирма – Сумский Посад – Колежма

Прикрепленные изображения

  • IMG_5362.JPG
  • IMG_5317.JPG
  • IMG_5319.JPG
  • IMG_5324.JPG
  • IMG_5329.JPG
  • IMG_5332.JPG
  • IMG_5335.JPG
  • IMG_5339.JPG
  • IMG_5340.JPG
  • IMG_5342.JPG
  • IMG_5360.JPG
  • IMG_5315.JPG

  • 1

#17
Оффлайн   Алиса-RussiaDiscovery

Алиса-RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 39 сообщений
  • Имя:Алиса
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 41
Бодрячком
День 1: Беломорск – Вирма – Сумский Посад – Колежма

Прикрепленные изображения

  • IMG_5363.JPG
  • IMG_5368.JPG
  • IMG_5371.JPG
  • IMG_5374.JPG
  • IMG_5378.JPG
  • IMG_5382.JPG
  • IMG_5383.JPG
  • IMG_5389.JPG
  • IMG_5391.JPG
  • IMG_5395.JPG
  • IMG_5401.JPG
  • IMG_5403.JPG
  • IMG_5408.JPG
  • IMG_5409.JPG
  • IMG_5412.JPG
  • IMG_5415.JPG
  • IMG_5419.JPG
  • IMG_5425.JPG

  • 1

#18
Оффлайн   Алиса-RussiaDiscovery

Алиса-RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 39 сообщений
  • Имя:Алиса
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 41
Бодрячком
День 2: Колежма – Руйга – Вирандозеро

Прикрепленные изображения

  • IMG_5436.JPG
  • IMG_5444.JPG
  • IMG_5447.JPG
  • IMG_5455.JPG
  • IMG_5457.JPG
  • IMG_5459.JPG
  • IMG_5461.JPG
  • IMG_5465.JPG
  • IMG_5478.JPG
  • IMG_5484.JPG
  • IMG_5486.JPG

  • 1

#19
Оффлайн   Харя

Харя

    Продвинутый пользователь

  • PROFI
  • 4 275 сообщений
  • Имя:А
  • ГородEarth
Репутация: 1 854
Миф

ёё, этож я в кустах :drinks:


  • 1

я завязал с этим форумом по причинам расхождения во взглядах с местной администрацией.. кому я нужен, найдет меня на профильных сайтах. 


#20
Оффлайн   Алиса-RussiaDiscovery

Алиса-RussiaDiscovery

    Новичок

  • Пользователи
  • 39 сообщений
  • Имя:Алиса
  • ГородПетрозаводск
Репутация: 41
Бодрячком
День 2: Колежма – Руйга – Вирандозеро

Прикрепленные изображения

  • IMG_5487.JPG
  • IMG_5489.JPG
  • IMG_5493.JPG
  • IMG_5498.JPG
  • IMG_5503.JPG
  • IMG_5505.JPG
  • IMG_5507.JPG
  • IMG_5513.JPG
  • IMG_5519.JPG
  • IMG_5526.JPG

  • 1





Темы с аналогичным тегами Поездки, Отчёты, География, Мероприятия, Тест-драйвы, Квадроциклы

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Эту тему посетили 113 пользователя(ей)