Перейти к содержимому



Фотография

Квадроэкспедиция по Карелии "Осударева дорога"-2010


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 62

#1
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Как и обещал идейному создателю этого форума, выкладываю сюда несколько отчетов о наших прошедших путешествиях по северу нашей необъятной страны. Правда выкладываю с некоторым опозданием, но лучше поздно, чем совсем поздно.

Сразу хочу сказать, что пишу, на мой взгляд несколько длинно, периодически ловя себя на некотором графоманстве, за что сразу прошу прощения у читателей. Ну, и, кто тонет в объемах чтения, смотрите фотографии моих соратников, которые будут украшать рассказы и давать представления о наших путешествиях

Ну, а теперь рассказ о нашей поездке по мотивам "Осударевой дороги" в прошлом году.

"ОСУДАРЕВА ДОРОГА"-2010



Экскурс в историю вопроса

Еще со школьной скамьи многие из нас помнят утверждение о том, что благодаря строительству «Осударевой дороги», именно так тогда она называлась, русские смогли в 1702 году незаметно протянуть на Балтику два фрегата, переместить армию и одержать важную победу над шведами на Ладожском озере. Что за феномен такой - «Осударева дорога»?

Экскурс в историю вопроса
В августе 1702 года два полка гвардейцев во главе с Петром I преодолели путь от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера, впоследствии названный «Осударевой дорогой». Одновременно войска совершили волок посуху двух малых фрегатов. Трасса длиной более 260 км была преодолена всего за восемь ходовых дней. В результате невиданного похода Петра I была одержана первая крупная победа в Северной войне (1700–1721 гг.), пала шведская крепость Нотебург (Орешек), Россия прорвалась к Балтийскому морю и заявила о себе как европейское государство, а чуть позже — как морская держава.

Где быль — где реальность?
Огромный интерес к теме «Осударевой дороги» возник в середине 90-х годов, после старта Научно-исследовательского проекта Михаила Данкова и сподвижников. В ходе проведения архивных исследований и археологических экспедиций сам факт волока двух малых фрегатов из Нюхчи до Повенца был поставлен под сомнение. Несмотря на то, что ряд находок подтверждал наличие волока (фрагменты старинной гати, просеки), тем не менее каких-либо неоспоримых фактов ни в письменных источниках, ни на местности найдено не было. Что касается физической возможности такого быстрого волока двух судов по болотам, то по итогам ряда экспериментов, это кажется просто не реальным.

1. Путь от Нюхчи до Повенца, а также гать, судя по всему существовали.
2. На сегодняшний день найдены только отдельные фрагменты дороги в связи с сильным изменением рельефа местности по причине огромного количества вырубок леса и строительства в 30-х годах прошлого столетия Беломорско-Балтийского канала.
3. Точный маршрут Осударевой дороги от начала до конца не известен.
4. Факт марш-броска по Осударевой дороге двух полков лейб-гвардии тоже вроде бы подтверждается.
5. Волок двух фрегатов — скорее легенда, чем исторический факт.

В 2003 году мы первый раз, волею случая оказались в тех местах, сопровождая канал ОРТ, снимающую программу «Искатели» в окрестных деревнях.

В 2004, осенью на 3-х УАЗах, собрав куцую краеведческую информацию и взяв 2-километровый атлас мы направились на встречу неизвестному, с целью проехать по местам, фигурирующим в «Осударевой дороге».
На тот момент мы уже знали, что часть Осударевой дороги «ушла» под зону затопления в 30-е года прошлого столетия при строительстве Беломоро-Балтийского канала. Так же мы знали, что карт-схем точного прохождения Осударевой дороги не было и что археологические экспедиции находили только фрагменты этой самой дороги…
Поэтому путешествие было скорее «по мотивам» - то есть посмотреть места, проникнуться духом, а также посетить Выгорецкую Республику – местность, куда ушло огромное количество старообрядцев во времена Никоновской реформы церкви.

Информации о состоянии дорог не было вообще никакой. Целью было пройти из Беломорска до Повенца, но вдоль Белого моря и далее по реке Выг. За ненадобностью местные жители-поморы в сторону Выга последние десятилетия вообще не ездили. Между Повенцом и Валдаем (есть такая деревня в Карелии) оказалась Богом забытая территория, на которой последние деревни были расформированы в хрущевскую эпоху… В общем, были сплошные вопросы. Но, это было именно то, что нам хотелось!
Мы сделали ЭТО!

В 2005 году мы сопроводили группу питерских и московских джиперов

В 2006 – совместно с 4х4 Club организовали трофи-рейд, в котором кроме джиперов также участвовали наши квадроциклисты. Параллельно мы отправили в плавание 2 мотолодки, задача которых была исследовать Выг, далее по Нюхче выйти в Белое море и дойти до мыса Вардия водным путем…. Это была самая «зарубиловская» поездка, так-как часть участников решила прорваться прямо к Вардии, через несколько километров полного бездорожья – заболоченного берега Белого моря.

Последние 3 года «Осударева дорога» в джиперской среде стала именем нарицательным, и ежегодно 2-3 клуба повторяют этот маршрут

Ну, а мы не стоим на месте!
И, в 2010 году решили пойти дальше – «УСУГУБИТЬ» изучение Осударевой дороги, Выгореции и Поморья и «Взять» еще несколько точек и дорог, до которых еще не докатывали колеса квадроциклистов и джиперов! Ну, и посетить все важнейшие исторические точки, которые уже известны!

А, дальше, что у нас из этого получилось:
  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#2
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
По мотивам «Осударевой дороги» я сам шёл в третий раз. Между второй поездкой и нынешним путешествием прошло 3 года. Сказать, что оно было лучшим? Другим? Более интересным? Сложно сказать однозначно. Путешествие, оно, как и женщина – первое свидание всегда остается в памяти, даже если после него были и лучшие, и более сильные воспоминания…

Мою новую встречу с «Осударевой», пожалуй можно сравнить со свиданием, с одной очень интересной и яркой особой из отрочества или юности, спустя, этак десяток лет… Наверное, мужики должны меня понять, как это бывает… В памяти горячка страсти, этакое неконтролируемое и скоротечное пламя, потерянное и потушенное рекой времени… И, тут новая встреча, и ты уже не юнец, и она уже Дама… И, мы дальше опустим все обременительные факторы, оставим только чувства, которые снова заерзали в душе….

И, не обязательно любовь, не обязательно новый виток страстей, а скорее тепло и интерес. А, ведь именно ИНТЕРЕС руководит нашими поступками. Руководит, подчас гораздо чаще, чем мы сами об этом задумываемся.

Вот, наверное, с «Осударевой» у меня получилась именно такая история. В большей степени предыдущие поездки были неким открытием, интересом к истории, скорее именно к событию. Само по себе Поморье было, скорее общим фоном. А, в этот раз все наоборот. Точки, овеянные славой дел Петровых, мы посетили, и не знаю, как остальные участники нашей небольшой экспедиции, но, мне эти прикосновения были приятны и памятны. Но, гораздо больше, в этот раз я «пропитался» именно Поморьем.

Вирма, Колежма, Нюхча. В этих селах так и не смогли годы «развитого социализма» и последующих «перестройки» и «лихих 90-х» выветрить главного – Великого Поморского Духа. Да, конечно, как и везде, наверное, можно сказать, что народ измельчал, что деревня спивается и так далее. Но, пожалуй, здесь у меня язык не повернулся бы это утверждать. Да, и эти села, даже в своем нынешнем виде РАЗИТЕЛЬНО отличаются от аналогичных сел и деревень в Центральной России. Увы, в рамках этого отчета, боюсь, что у меня не хватит сил и умения убедить вас в этом. Скорее, это можно прочувствовать, только побывав там.

Выгореция: Петровский Ям, Ворожгора, Верхний Шелтопорог – деревни, уже мертвые, но из-за этого не менее выразительные в этом российском явлении – старообрядчестве. Еле живые Данилово и Тихвин Бор, сумевшие, также сохранить остатки истории церковного раскола. Огорелыши – когда-то, едва ли не центр староверов, деревня, утратившая все, похоронившая свою историю под крупным, в свое время лесопунктом, а теперь и потерявшая, даже табличку с названием…. И, даже на «гарминовской» карте её названия не оказалось. В этом нет ничьей вины. Старообрядцев выселили из этих мест еще в середине 19 века, остальных, православных, выживших в эпоху «военного коммунизма» окончательно уничтожили, здесь же неподалеку в местечке Сандермох, в конце 30-х. А, переселенцы-лесорубы, привезенные с разных уголков нашей необъятной Родины, были молодыми и атеистами….

А, вот, кстати, поморы села Вирма свою церковь Петра и Павла 1625 года умудрились сохранить даже в 30-е. Причем, не хитростью, а прямым вызовов власти…. Но, «Выгореция», до сих пор, не только малоизвестная страница нашей истории. Место намоленное, место пропитанное Духом. Духом свободы и Силой Духа. Половину Выгореции мы прошли в вечерних сумерках и ночи. Даже сама дорога и лес, через который мы пробирались, отличались от всех остальных декораций, которые мы сменяли в течение недельного путешествия….

В самом конце путешествия мы свернули с трассы в Сандермох. Место массовых расстрелов в 30-е годы политзаключенных. Здесь их было убито более 7 000 человек….

В общем, поездка получилась неким шипучим и гремучим коктейлем самых разных эмоций и впечатлений. С одной стороны красивейшие места, «золотая» осень, море Солнца, белухи в Белом море, самые разнообразные дороги от воистину «раллийных» трасс до полного непролазного бездорожья. Преодоление. Приключения. Хорошая позитивная веселая компания. С другой стороны, та самая натура, в которой мы оказались, которая окружала нас и проникала в наши умы и души….

Однако, длинное вступление явный признак графоманства или раннего психопатизма, а, посему перехожу к «поднёвному» повествованию.
  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#3
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
День Х-1

В урочное время все собираемся в оговоренном месте – в гостинице «Гандвик» в уездном городе Б.(Беломорске). Кворум собрался совсем маленький, но в этом оказался и огромный плюс – возможность ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ и ИМПРОВИЗИРОВАТЬ прямо по ходу маршрута.

Первым и заранее приехал Зураб (Зур), с которым мы были знакомы исключительно заочно и совсем мало.

Следом за ним приехал своим ходом, успевший разобраться со всеми своими делами Серега Щуплов – человек, с которым мы уже знакомы по весеннему фестивалю «OpenKarelia-Enduro» и экспедиции на север Кольского полуострова.

Третим был Дмитрий Котлов, тоже хорошо известный мне человек, путешествующий с нами по всей стране и на всем подряд (рафты, велосипеды, кони, квадры) уже несколько лет.

Четвертым был я, Рыжий.
Пятым - Макс Матейкович, мой извечный спутник в различных экспедициях от Карелии и Кольского до Чукотки.
Так выглядела квадроколонна.

Кроме этого был «обоз» в виде полноприводного «газона Садко» под управлением пилота-штурмана Дениса Котова. В «Садке» вместе со всем нашим скарбом (вещами, топливом, едой и снаряжением) ехал Никита Астапов – ГлавПоТыл и стажёр Саня. Задача обоза была непростой – перемещаться по неоднозначно заданным траекториям в неоднозначно указанные точки с целью в неоднозначно определенное время встречаться с нами, едущими вообще хрен знает как. Забегая вперед, скажу – ОБОЗ не просто справился с задачей, а превзошел сам себя в этой игре «Русские Прятки» (Иди туда не знаю куда, но, чтобы в 21нуль-нуль все было готово!).
Соответственно мы с обозом двумя частями втянулись в Беломорск поздно вечером. В полночный час все уже спали (кроме Димы Котлова) и «здоровканье», знакомство и бриф мы назначили на утро первого дня.

Прикрепленные изображения

  • IMG_2762.jpeg
  • IMG_0592.jpeg
  • CIMG2778.jpeg
  • Рыжий.JPG
  • CIMG2635.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#4
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
День первый.

Утром, часов в восемь все встаем, завтракаем, знакомимся с Зурабом. Упаковываемся, перепаковываемся, одеваемся, в процессе я излагаю Новый План. Раз нас мало – предлагаю прокатать новые неизведанные пути-дорожки без ущерба главной цели. Предложение поддержано единогласно. В начале двенадцатого выдвигаемся квадропятеркой. Обоз докупается и доупаковывается.

Встреча назначена в районе поселка Вирандозеро, до которого по грейдерам около 150-160 километров.

Сами идем по другому маршруту: Беломорск – Вирма – СумПосад – Колежма (около 90 км) и далее 30 км по ХЗ-какой дороге вдоль моря с выходом на Вирандозеро с севера. Так же в кармане имеем путь к отступлению – если ХренЗнает-какая дорога оказывается полными пампасами – поворачиваем оглобли, и с достаточно большим крюком также по грейдеру достигаем назначенной точки свидания с Обозом. Ориентировочное время встречи – в районе 10-11 вечера.

С собой нами взят на броню достаточный запас топлива и провианта. Как оказалось в последствии, трУсов, паникеров и людей неуравновешенных в квадробригаде не оказалось, а посему, влипнув в пампасы по полной, отступать все отказались.

Как следствие – свидание в первую ночь с Обозом прошло по сценарию «Мы оба ждали. Я у аптеки. А я в кино искала вас»…. Наше кино было у костра, на заболоченном зимнике у пересечения с речкой с милым птичье-певучим именем Чижрека. Там, то мы и провели свою первую ночь. Но, всё по порядку:
Сборы перед стартом.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2620.jpeg
  • CIMG2617.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#5
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Первая остановка у нас происходит у 19 шлюза Беломорско-Балтийского канала. Собственно, это последний шлюз на пути от Онежского озера к Белому морю. К нашей радости мы оказываемся свидетелями действа – прямо при нас из Белого моря в канал шлюзуется сухогруз! Так что фотосессия из статики переходит в репортажную съемку данного мероприятия. К слову, оказывается никто из приезжих участников «Осударевой» шлюзования до этого не видел. Так что было интересно. Из скромности, конечно, мы умолчали, что рано утром Макс ездил и договаривался за небольшую плату, что стоящий неподалеку корабль «шлюзанулся» туда-сюда для фотосессии московских путешественников (шутка).
Ну, а если серьезно, на самом деле действо очень даже любопытное! Ну, и для любознательных – краткая справочка по ББК (аббревиатура Беломорско-Балтийского канала):

"Беломоро-Балтийский канал" представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, территорий рабского труда осужденных сталинского времени и мест захоронения погибших политических заключенных ("каналоармейцев"). Водный путь из центра страны на север был хорошо известен уже в XVI - XVII веках, и не только жителям Обонежья, но и новгородцам, москвичам, жителям далекого Киева. Через Повенец и Сумский Посад пролегала "тропа богомольцев" к святыням Соловецкого монастыря. Вопрос необходимости постройки канала рассматривался с XIX века.
18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о начале еще одной "сверхударной" стройки – сооружении Беломоро-Балтийского водного пути. Это было сооружение, грандиозное даже по сегодняшним меркам: более ста сложнейших гидротехнических объектов были построены за 1 год и 9 месяцев.
Построены при минимальных затратах металла и цемента – основными строительными материалами были дерево, камень и песок, построены без особой техники – топором и лопатой, зубилом и кувалдой.
Однако особенностью этой стройки были не только технические достижения, но и то, что канал строили более ста тысяч заключенных.
А теперь – немного цифр, которые мы не имеем права не упомянуть: общая длина этой водной дороги – 227 километров, из них 48 километров – искусственный путь. В систему входят 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения. Так как средняя глубина канала около 5 метров, до 50-х годов он практически не использовался для судоходства.
Южный, онежский склон Беломоро-Балтийского канала – самый крутой: теплоходы, следующие от Онежского озера на север, поднимаются по "Повенчанской лестнице" на высоту 70 метров. Спуск в сторону Белого моря более пологий: 12 шлюзов опускают теплоход к Беломорску на 102 метра.
В годы Великой Отечественной войны южная часть канала была полностью разрушена. Но уже к навигации 1946 г. восстановленный канал конструктивно обновили: по нему стало возможно движение крупнотоннажных судов.

Прикрепленные изображения

  • IMG_1037.jpeg
  • IMG_1039.jpeg
  • IMG_1040.jpeg
  • IMG_1041.jpeg
  • IMG_2541.jpeg
  • CIMG2622.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#6
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Далее чешим со средней скоростью 50 км/час до поморского села Вирма.

Воскресенье. Навстречу то и дело попадаются местные машины с грибниками и рыбаками, трафик оживленный – одна машина в 20-30 минут.:).

Приезжаем в Вирму, останавливаемся у церкви. Начинаем осматривать-фотографировать. На дверях в церковь замок (кстати, во многих деревнях церквухи продолжают быть открытыми). Знаю, что если замок висит, значит ключи от него в одном из ближайших домов. Иду в ближайший же дом с вопросом можно ли попасть в церковь. Он говорит, что конечно можно и указывает на один из соседних домов, где живет Тамара Михайловна – хранительница ключей от храма божьего.

Туда я и направляюсь. На пороге меня встречают сын Тамары Михайловны и муж – хозяин дома. Зовут. Тамара Михайловна сразу же откликается на мою просьбу и просит подождать чуть-чуть. Минут буквально через десять, в нарядном платье и прихорошившись на скорую руку, она не просто приносит ключ, а прямо с порога начинает увлеченно рассказывать нам об истории села Вирма. Который раз я жалею, что не беру в такие поездки диктофон!!!! В итоге, все мои временные планы рушатся – вместо запланированных на Вирму 20-30 минут, мы проводим здесь часа полтора-два, которые пролетают совершенно незаметно. Тамара Михайловна рассказывает и о церкви – оказывается, что в одной церкви уместилось сразу два алтаря – церкви Петра и Павла и Зосима и Савватия (преподобных Соловецкого монастыря). Один алтарь полноценный в летней церкви, а второй – в зимней пристройки, в виде красного угла.

Прикрепленные изображения

  • IMG_1044.jpeg
  • CIMG2631.jpeg
  • CIMG2632.jpeg
  • IMG_0515.jpeg
  • IMG_2553.jpeg
  • IMG_1106.jpeg
  • IMG_1110.jpeg
  • IMG_1111.jpeg
  • IMG_4016.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#7
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Кстати, забыл упомянуть, что в церкви заканчивается 5-летний процесс реставрации.

Также Тамара Михайловна рассказывает и о своей семье – потомственных поморах, и о том как жили и трудились, и о происхождении топонимов местных, и о чудо-камнях круглых, которые нашла недалеко от церкви и думает, что археологам они должны быть интересны своей историей (видя такие камни на Соловках и Кузовах, которые были археологами определены, как места священных обрядов древних саамов, предполагаю, что и здесь мы видим, также, древнее святилище). Тем более, что Тамара Михайловна, также разделяет эту точку зрения подкрепляя её историями и о том, что за церковью всегда было место, где были и празднества и сходы, да и церковь именно здесь поставили явно не случайно (и, здесь, я с ней согласен – в Карелии часто церкви и часовни ставили на местах древних капищ). Также от Тамары Михайловны мы получаем краткий урок поморского языка. Увы, кроме слов «няша», «кОрга» и «луда», а также информации о разнице значений этих слов, в наших квадроголовах больше ничего не оседает….

Позже, во время общения с местными поморами, эти знания нам очень пригодились, ибо проверку «на вшивость» мы выдержали!

Еще, во время осмотра церкви, Серега нашел часть старинного бронзового колокола!! Который передали Тамаре Михайловне, а та, в свою очередь, сказала что передаст батюшке. Фрагмент колокола на фотке - на кофре серегиного квадра.

Ну, и для любознательных, также небольшая справка о Вирме:
Вирма – старинная поморская деревня, расположенная в устье одноименной реки, на побережье Белого моря.
Долгое время эта старинная русская деревня входила в состав приморских вотчин знаменитой новгородской боярыни Марфы-Посадницы, занимавшей в XV веке первое место среди новгородских феодалов по размерам владений в Карелии. После падения новгородской «боярщины» и включения Новгородской республики в состав единого русского государства все владения новгородских бояр в Карелии были конфискованы и "отписаны на государя", а часть из них, особенно на беломорском побережье, передана в ведение Соловецкого монастыря.
Главной достопримечательностью его является красивое здание церкви Петра и Павла, построенной в 1696 г. и поставленной на скалистой возвышенности, чуть в стороне от домов.


С Тамарой Михайловной хотелось общаться еще и еще (по крайней мере мне :rolleyes: ), но впереди были еще десятки километров, в том числе и совершенно неизвестных. Попрощавшись, летим на всех порах дальше.

Знаете, год спустя вот еще какую историю вспомнил, что не написал ранее про церковь в Вирме.
В 30-е годы, когда по всей стране "советы" продолжали разрушать церкви, дошла эта участь и до Вирмы.
Приехал представитель властей из района, и на сходе (а у поморов сход был всегда и в некоторых селах остается и по сей день) сказал: "Разрушить".
На что сельчане сказали "Не мы эту церковь строили, не нам и разрушать". Не рискнул пойти представитель советов против целого села. Да, и не пересажаешь всех за "антисоветщину". Так и осталось церковь стоять до нашего времени...

Прикрепленные изображения

  • IMG_0517.jpeg
  • CIMG2638.jpeg
  • CIMG2634.jpeg
  • IMG_1074.jpeg
  • IMG_1092.jpeg
  • IMG_2557.jpeg
  • CIMG2646.jpeg
  • IMG_0521.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#8
Оффлайн   fsega

fsega

    Местный

  • PROFI
  • 3 816 сообщений
  • Имя:Серёга
  • ГородМосква
Репутация: 1 141
Легенда
Рыжий, кликнул на тему и, честно говоря, сначала отпугнуло большое количество букв, но вчитавшись проникся обстановкой и духом аФтора и всей команды! Особливо яркие моменты:
Когда про сравнение «женщина и путешествие» - красиво и очень жизненно изложено!
Обоз / поддержка и ГлавПоТыл – тронуло прям сильно, учитывая все не однозначные обстоятельства данного мероприятия и их задачу!
Про Беломорско-Балтийский канал, учитывая мою темноту кругозора, много нового для себя узнал! Также очень ценю юмор в высказанной версией о якобы предварительной договоренности Макса с сухогрузом «шлюзануться» туда сюда!
Зураб порадовал очень!!!!!!!!!!! Главное что ни слова от него про это не было – скромняга!!!!
Тамара Михайловна – хороший и добрый человек, староста деревни и хранитель истории. То, что знают местные жители, не найти в Интернет!
И фотки, фотки, фотки!!!!!!
Рыжий, спасибо за тему и надеюсь на продолжение повествования! :)
  • 0
Все тосты сбудутся!

Изображение

#9
Оффлайн   Uzbek 78

Uzbek 78

    Продвинутый пользователь

  • PROFI
  • 7 099 сообщений
  • ГородМосква
Репутация: 1 180
Легенда
да парни! круто, я удивлен!И Зураб промолчал, утоил такой материал. Всем респект за выложенный отчет с покатушек. :pioneer_smoke:
  • 0
Изображение

#10
Оффлайн   admin

admin

    Продвинутый пользователь

  • Администраторы
  • 16 098 сообщений
  • ГородМосква
Репутация: 3 256
Миф
Подожди, это ты фото с Чукотки не видел и из Хакассии!
  • 0

#11
Оффлайн   metallist

metallist

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • 970 сообщений
  • ГородМосква
  • Техника:BRP
Репутация: 85
Профи
Рыжий, тебе бы книжки писать со слогом у тебя все хорошо. И часто
Вы так ездите куда- нибудь?
  • 0

#12
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает

Рыжий, тебе бы книжки писать со слогом у тебя все хорошо. И часто
Вы так ездите куда- нибудь?


За добрые слова всем спасибо!
Но, я все-таки, скорее любитель путешествовать и читать, чем писать :sun_bespectacled:

А, путешествуем мы так достаточно часто, ведь я этим и занимаюсь по жизни - организаций путешествий по нашей необъятной Родине. Собственно, это не столько моя работа, сколько моя жизнь в целом, как-то так сложилось

Ну, а тем временем, продолжу:)
  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#13
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Следующая остановка – СумПосад. Так сокращенно и совершенно привычно, даже на картах называется замечательное поморское село Сумский Посад.

В нём есть своя «достопримечательность» - «ботик Петра».
На самом деле вовсе не Петра:
В 1870 году село посетил великий князь Алексей Александрович, позже в память о своём посещении приславший в дар мореходную лодку, которая ныне является историческим памятником, охраняющимся государством. Она стоит на отдельном островке на пороге Черный, в центре села.

В прошлом году старая крыша сгнила и местные мужики этим летом сами соорудили новую.

Увы, в СумПосаде есть еще и что посмотреть и о чем поговорить с местными, но время неизбежно утекало, поэтому мы погнали дальше, в Колежку.

Немного еще исторической информации о СумПосаде:
В 1452 году Марфа передала село во владение Соловецкому монастырю. В 1576 году в ходе Ливонской войны село было значительно разорено и сожжено. Для защиты земель от дальнейших набегов монастырь построил крепость в селе. Местные крестьяне помимо прочего отныне несли и воинскую повинность. В 1613 году острог подвергал осаде шведских войск, но не был взят.
В 1704 году Сумский острог был приписан к Олонецким железным заводам. Часть населения обязали покинуть село и вести заводскую повинность. Вмешательство Соловецкого архимандрита позволило вернуть жителей на родную землю.
В 1838 году в селе было открыто первое на Поморье приходское двухклассное училище. С 1868 года при нём открыли мореходный класс, подготовивший многих известных капитанов.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2650.jpeg
  • IMG_0522.jpeg
  • IMG_1116.jpeg
  • IMG_1117.jpeg
  • IMG_1125.jpeg
  • IMG_1127.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#14
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Дальше дорога нас вела в следующее поморское село, расположенное практически в устье реки Колежмы, впадающей в Белое море.
Туда вела очень живописная серпантинистая дорожка - неширокий хорошо укатанный грейдер. Долетели быстро. Проехали всю деревню насквозь и остановились у моста через реку Колежму на обед. Сразу за мостом дорога заканчивалась и начиналась тропа вдоль недействующей линии связи, превращающаяся в зимник. На вопрос, заданный местным - проедем ли до Вирандозера, тот честно сказал, что должны, НО, будут болота, будеит зимник, и мост через Чижреку надо искать на лесовозных усах, уходя правее от "домика связистов"... Что не часто бывает, но в целом пусть и скупо, но мужик сказал правду. Так что верить "языкам" в Поморье можно и должно, в этом мы потом еще пару раз убеждались.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2656.jpeg
  • CIMG2655.jpeg
  • IMG_0529.jpeg
  • IMG_2578.jpeg
  • CIMG2654.jpeg
  • CIMG2657.jpeg
  • CIMG2653.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#15
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Дальше сразу за деревней дорога уперлась в болотину с единственным следом - тонкой колеей от мопеда.
Тут же первый раз "сели". Поняли, что дальше нужно кому-то приобретать, а кому-то восстанавливать навыки движения по болотам.

Сначала все было относительно проезжим. Местами болото превращалась в относительно сухую тропу. Дальше снова болотинки, снова тропки. Дальше (достаточно быстро) закончились следы мопеда и следы вообще, что здесь кто-нибудь бывает. Дальше уперлись в урочище с небольшим зимовьем (вот он, домик связистов). На мое предложение заночевать здесь, все сказали: "Фигли! Рано сдаемся, едем дальше!"

Дальше как и обещала карта, тропа превратилась в зимник, выйдя на бескрайние сырые болота. Дальше на одном болоте, уже в надвигающихся сумерках мы наткнулись на большое количество следов от квадров. Позже, уже ночью искали ответ и строили гипотезы на тему кто и откуда. Если не с Марса, то вариантов оставалось два - или это охотники приехали по литоралям и также ушли, или еще какая-то группа пришла с моря и ушла в непонятном нам направлении.

Очень долго, сложно и с чертыханиями в кромешной тьме мы преодолевали это болото (по крайней мере, почему-то мне так показалось), после вышли снова на тропу-путик, все также вдоль линии связи, как и показывала карта. Несколько раз сев по самые гланды (а где у квадроцикла гланды?), в общем, сев по "самое не могу", мы уперлись в Чижреку.

Моста, естественно не было. Уже совсем в темноте промеряем глубину (а, вдруг????). Где вы видели, чтобы в таких ситуациях "а, вдруг" прокатывал??? Вот, и я не видел. Половина реки - по колено (собственно - разлив из-за бобровых плотин), а само русло глубиной метра 2, если не больше... Строить мост или поворачивать оглобли? Оглобли? Сейчас? Ночью? Через эти бебеня обратно??? Ну, нет, так нет. Значит - ночуем у костра!

Тут же, на поставленном кем-то бивуаке с костровищем (потом узнаем кем), располагаемся. Жратвы много - радует. Спиртного немного, но, есть, и это приободряет. Сухих теплых вещей - у всех по-разному - бодрит. Небо ясное, дождя не будет....

Но, будет явный заморозок. Где наша не пропадала. Едим, пьем-выпиваем, дозаготовляем дрова. Макс (сцуко, прозорливый) из гермы достает спальник и на нарубленный лапник, прямо посерёд дороги ложиться спать. Мы все устраиваемся вокруг костра кто-как может и умеет. В общем полночи дремлем и в промежутках спим, ржем и греемся, во второй части ночи спят все кроме Димы Котлова, к утру отрубается и он. В 8 утра просыпаемся - кто мятым, кто бодряком, завтракаем и идем строить мост.

Прикрепленные изображения

  • CIMG2666.jpeg
  • IMG_0534.jpeg
  • IMG_0533.jpeg
  • IMG_0542.jpeg
  • IMG_0541.jpeg
  • IMG_0535.jpeg
  • CIMG2678.jpeg
  • IMG_0545.jpeg
  • IMG_2591.jpeg
  • IMG_2596.jpeg
  • IMG_0547.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#16
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Иллюстрации "Ночной жизни квадроциклистов"

Прикрепленные изображения

  • CIMG2683.jpeg
  • CIMG2684.jpeg
  • CIMG2718.jpeg
  • CIMG2721.jpeg
  • CIMG2722.jpeg
  • IMG_0555.jpeg
  • IMG_0559.jpeg
  • IMG_0562.jpeg

  • 1
Способ движения определяет образ мышления

#17
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
День 2

… В 8 утра просыпаемся - кто мятым, кто бодряком, завтракаем и идем строить мост.
Сначала обмен мнениями и идеями. Обсуждение предложений.
Итогом, определив самый быстрый и одновременно надежный способ, исходя из того материала что есть – а есть вокруг только березовые хлысты небольшого диаметра (10-15 см в комеле).

Строим по сути мост-плотину в виде примитивной лежневки.
До середины реки можно доехать по дну, немного накидав туда веток, дальше комелем на тот берег начинаем закидывать реку березами – поперек русла. Ширину берем в квадр плююсь по 30 см с каждой стороны, закидываем в 2-3 слоя. Всего понадобилось стволов 20-25. Дальше «подстригаем» все лишнее, сверху накидываем слой елового лапника поперек «моста».

В процессе завершения строительства я пешком убегаю дальше по тропе за реку – смотреть, есть ли смысл дальше ломиться – может там совсем нет ничего….

По карте через 2,5 километра наша тропа должна выйти на грунтовочку, по которой та кили иначе мы должны выйти в заветное Вирандозеро. Первые 800 метров после моста я сильно сомневаюсь в достижении цели, вообще – буераки, дорога заросла донельзя, дальше снова болото, опять заросли, опять болото. Дальше сухой участок 300 метров и снова болото, но уже относительно понятные для прохождения. Потом дорога совсем кончилась… Побегал 20 минут, нашел продолжение, уже в стороне. А, дальше лес относительно расступился и по болотцу я допёхал до развилки на грунтовке!!!!! Ура!!!

Было у нас много сомнений. Сначала потому, что у бивуака, у реки были видны следы нерешительной человеческой деятельности с попыткой сделать мост. Потом, на том берегу я не обнаружил вообще никаких следов, кроме лосиной тропы. А, впереди, по карте было еще два пересечения рек – что там – не ясно. НО, тут на грунтовой развилке я увидел ХОРОШУЮ НАРОДНУЮ ПРИМЕТУ!!!! В виде обычного УАЗика! Значит, дальше мы сто пудов проедем!

Радостно ору в рацию, что все «зачипись», возвращаюсь назад, заодно выбирая траектории движения для квадров.

Прихожу, начинаем переправу квадров.
Зур сильно переживает, и несмотря, что после положенного лапника и нашего похождения пехом туда-назад мост он начинает оценивать более уверенно, тем не менее, раздевается до трусов снизу, и в броднях на голые ноги ждет своей участи.

Первый квадр прогоняет Макс, второй он же – Дима Котлов пока не решился. Дальше я, дальше очередь Зураба – проезжает, дальше Серега Щуплов замыкает колонну. Все прошли аккуратно, мост даже не шевельнулся. Оценили, что и на зиму он подойдет, если что, и может на следующее лето останется, если половодьем не смоет или бобры его не обживут.

Прикрепленные изображения

  • IMG_2601.jpeg
  • CIMG2726.jpeg
  • CIMG2731.jpeg
  • IMG_0563.jpeg
  • CIMG2730.jpeg
  • IMG_0564.jpeg
  • CIMG2733.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#18
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Дальше проходим пампасы, аккуратно и почти без заминок. Применяя практику прошлого дня, так сказать закрепляя полученный опыт, периодически все «спешиваемся» в сильно мокрых местах, и квадр проводим, идя рядом с ним. Так получается значительно меньше засад с вытаскиванием.

В итоге – на грунтовке! По карте – она хорошая, внятная и широкая.
На местности – она наглухо заросшая мелколесьем… Чешем.

Через несколько километров, на следующей развилке, уже встаем на нормальную «живую» дорогу!
Понятное дело, что как обычно в "засадах" на до фотика, поэтому фоток с первых 800 метров нет.

Звоним Обозу, назначаем встречу для варки пельменей.
Едем! По пути у моста через Руйгу останавливаемся на фотосессию.

Прикрепленные изображения

  • IMG_4018.jpeg
  • IMG_0567.jpeg
  • IMG_4019.jpeg
  • IMG_4021.jpeg
  • IMG_4023.jpeg
  • IMG_2602.jpeg
  • IMG_1133.jpeg
  • CIMG2735.jpeg
  • CIMG2743.jpeg
  • CIMG2744.jpeg
  • CIMG2741.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#19
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
Приезжаем на развилку Вирандозеро-Нюхча, разводим костер, тут же приезжает «газон».

Обед! Пельмени, огурчики, водочки чутка… Жизнь приобретает новые краски

Дальше корректируем маршрут и колонной выдвигаемся в Нюхчу

Прикрепленные изображения

  • CIMG2744.jpeg
  • CIMG2745.jpeg
  • CIMG2752.jpeg
  • CIMG2748.jpeg
  • CIMG2749.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления

#20
Оффлайн   Рыжий

Рыжий

    Пользователь

  • Пользователи
  • 108 сообщений
  • ГородМосква (Петрозаводск, Мурманск, Анадырь)
  • Увлечения:Путешествия, квадроциклы-снегоходы, внедорожники, а также ролики, карты, музыка, крепкие вкусные напитки, женщины и т.д.
  • Техника:Yamaha Grizzly, Yamaha Viking (Кольский, Карелия, Чукотка, Байкал)
    Brp Out-800 (Чукотка, Кольский)
Репутация: 34
Катает
В Нюхчу ведет красивый быстрый грейдер.

Достаточно быстро приезжаем в село. Место постоянной стоянки нам известно, но, пробуем на этот раз снова найти альтернативу прямо у моря или на реке. Результаты разведки снова отрицательные - на море упираемся в камышовые заросли заболоченного берега.

Делаем несколько фоток - там валяются старые рыболовные баркасы некогда большого рыболовецкого колхоза, в большом поморском амбаре - лодки и кадки для засолки рыбы.

Прикрепленные изображения

  • IMG_2611.jpeg
  • S1055491.jpeg
  • S1055494.jpeg
  • S1055495.jpeg
  • IMG_0575.jpeg
  • IMG_0577.jpeg

  • 0
Способ движения определяет образ мышления




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Эту тему посетили 1 пользователя(ей)